Валерий Гергиев дал первую пресс-конференцию в качестве председателя оргкомитета ХIV Международного конкурса имени Чайковского. Главной своей задачей маэстро считает возвращение конкурсу былого мирового престижа.
Практика нескольких последних конкурсов им. Чайковского на самом деле показала, что интерес музыкальной общественности к главному российскому состязанию заметно угас. Среди участников – в основном россияне и выходцы из бывших союзных республик да представители Азии (Южной Кореи, Китая). Европейцы и американцы обходят Москву стороной, предпочитая демонстрировать свой талант и завоевывать сердца импресарио в других местах, вроде Конкурса королевы Елизаветы в Бельгии, который до недавнего времени проходил практически одновременно с конкурсом в российской столице. А ведь когда-то специальным гостем конкурса была сама бельгийская королева. Что же говорить о статусе членов жюри и вообще мировом внимании, которое приковывал к себе советский смотр лучших молодых музыкантов.
Инструменты, которыми намерены воспользоваться организаторы конкурса, уже опробованы. Это приглашение крупных западных специалистов и деньги. Ничего нового, но (вспоминая, например, футбол) эффективно. О футболе, кстати, речь не просто так. Представляя руководителя рабочей группы оргкомитета конкурса Ричарда Родзинского, Гергиев сравнил его с Гусом Хиддинком, которого согласно прошедшему недавно документальному фильму принято называть не иначе как «родненький наш». Так вот на счету Родзинского, кроме того что он руководит Фондом Вана Клиберна, а потому уже косвенно «наш», успешный опыт по организации конкурсов (точнее, шести фортепианных конкурсов). Имена членов жюри пока не называют, но Гергиев намерен пригласить авторитетных музыкантов. Сам он, кстати, работать в качестве члена жюри не будет (да ему, в общем, и по статусу не положено), а вот ангажементы победителям он обещает. Было отмечено и стремление организаторов обеспечить прозрачную работу жюри. Гергиев косвенно обвинил российских (точнее, московских) членов жюри в лоббировании интересов своих учеников. По его словам, после объявления имен членов жюри (а кандидатов очень много) станет ясно, «сможет ли Россия сделать заметное, смелое и мужественное движение вперед, чтобы пригласить людей, мнение которых необязательно будет совпадать с тем, сколько золотых медалей должна собрать русская исполнительская школа». «Мы, конечно, не будем громить московских профессоров и показывать им красные карточки», – продолжил Валерий Абисалович футбольную тему.
Валерий Гергиев отметил, что не желает видеть в конкурсе междусобойчик, а потому хотел бы видеть как можно большее количество конкурсантов из разных стран: «Нужны колоссальные усилия, чтобы конкурс стал серьезной новостью». Итак, на предварительном этапе оргкомитет намерен уже сейчас развернуть масштабную информационную и PR-кампанию с привлечением самых современных ресурсов, в том числе и возможностей Интернета, включая блоги и социальные сети.
В регламенте конкурса может быть одно существенное изменение – разделение второго тура на два или на две составляющие: сейчас обсуждается возможность выступления конкурсантов с камерным оркестром в рамках отборочных туров.
Наконец, на предстоящем Конкурсе им. Чайковского, пожалуй, впервые в его истории и без того щедрые премиальные увеличены. Планируется шесть премий для пианистов, скрипачей и виолончелистов, а также по четыре премии для певцов и певиц. Первая премия не делится, а единственный в каждой специальности обладатель Гран-при получит 20 тыс. долл. дополнительно к сумме первой премии. Первая премия составит 30 тыс. долл., вторая – 20 тыс. долл., третья премия – 15 тыс. долл., четвертая – 10 тыс. долл., пятая – 7 тыс. долл., шестая – 5 тыс. долл. Размер дополнительной премии за лучшее исполнение концерта (арии) с оркестром в третьем туре составит 7 тыс. долл.