0
2032
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2009 00:00:00

Нина Чусова рванула на свободу

Тэги: театр


театр Нина Чусова не боится прозы жизни.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Нина Чусова, один из самых известных режиссеров нового поколения, чьи премьеры вызывали скандал и делили театральную общественность на неравные части, которую в самом начале все хвалили и называли надеждой русского театра, а потом почти единогласно принялись ругать и даже на ее учителя, Леонида Хейфеца, стали поглядывать с подозрением – не продал ли душу дьяволу, в конце прошлой недели объявила, что открывает собственный частный Свободный театр. Первая премьера – «Портрет» по Гоголю – обещана уже в ноябре. Зачем режиссеру, особенно в кризис, такая головная боль, об этом корреспондент «НГ» поинтересовался у самой Нины Чусовой.

– Нина, естественный вопрос: зачем нужен свой театр?

– Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда нужно реализовывать все свои творческие мысли и замыслы без коррекции сверху, без творческого руководителя и оглядки на театр, в котором это все делается. То есть взять всю ответственность на себя. Возможно, такой момент в моей жизни настал, сейчас мне очень хочется создать группу единомышленников в лице артистов, но также и всех других творческих людей – музыкантов, например, всех, кто будет работать в этом театре, чтобы разговаривать на одном творческом языке. Некий коллектив, который воплощал бы полностью твою идеологию.

– Когда такой союз единомышленников возникает, нет среди них такого, который бы не считал себя основателем. Каковы будут права тех, кто сейчас вместе с вами создает этот театр? Или Павел Деревянко и еще несколько человек, чьи имена сейчас называют, соглашаются на диктат любимого режиссера?

– Они все и есть основатели. Без них не случится никакого спектакля, без тех, кто стоит сейчас у истоков. Кстати, по пути много людей отвалилось, поскольку физически трудно совмещать свое дело с какими-то еще театрами, сериалами, антрепризами. Остались люди, которые согласны выживать в этих сложных условиях. Я отношу всех этих людей к основателям. Диктат диктатом, но они разделяют мои мысли и устремления. Здесь не антрепризный вариант и заработка большого нет. Во всяком случае – пока.

– Я – о прозе жизни. Не имея своего здания, трудно рассчитывать, особенно в момент кризиса, что такой театр просуществует долго... Я вам желаю только добра, но проза такова...

– Конечно, вопрос с помещением – краеугольный. Мы все понимаем, что от этого, наверное, зависит будущее театра. Аренда – и сложно, и дорого. Скажу так: какая-то работа нами ведется в этом направлении, но заявлять театр нужно художественным продуктом. А это все параллельно ищется, и, естественно, никаких волшебных иллюзий у нас нет. Мы и с государственными органами ведем переговоры, поскольку время от времени происходят всякие перераспределения недвижимости, все это нами учитывается. Я думаю, хотя пока это все больше теоретически, что, может быть, дай бог, к лету следующего года что-то образуется. Либо это будет какой-то свой цех, либо здание. Но – свое.

– А художественный продукт?

– 9 ноября на сцене Театра Маяковского мы собираемся сыграть премьеру спектакля «Портрет».

– Разве ты еще не ставила «Портрет»?

– Нет, была «Шинель», были «Вий», «Ревизор», «Женитьба»... Я вообще не собираюсь ничего восстанавливать в новом театре, в нем будут только новые спектакли. И, думаю, не одна я буду ставить. Будут ставить мои единомышленники, мне, правда, хотелось бы сколотить какую-то группу.

– А труппа будет постоянная или нет?

– Надеюсь, костяк будет постоянный. Нужно, конечно, решить вопрос с заработными платами...

– А этот вопрос не решен?

– Зарплаты есть, конечно, но минимальные. Мы просто договорились, что пока, на какое-то время зарплата будет минимальная, но в принципе она нормальная... Скажу так. В некоторых театрах так не получают. Мы договорились, что на какой-то период у нас нет антрепризных ставок, то есть все артисты получают одинаково, дабы не было разделения.

– А есть что-нибудь вроде манифеста?

– Есть, конечно, у нас все прописано. С точки зрения идеологии эта идея долго формировалась, развивалась, сейчас еще дорабатывается, но концепция существует.

– А есть ли идеал, которому хотелось бы следовать?

– Мне запал в голову пример Константина Марджанова – своим первооткрывательством, постоянной жаждой делать что-то новое. Сколько театров он открыл! 100 лет назад он открыл в Москве «Свободный театр», правда, просуществовал он недолго, но энергия этого человека, способная разбудить умы и чувства многих талантливых людей, меня потрясает. Из его «Свободного театра» вышли Таиров, Коонен, Андреева и т.д. Для меня именно он – образец такой созидательной энергии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1205
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1977
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2019
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2820

Другие новости