В «Частной жизни Пиппы Ли» незнакомых лиц и не встретишь.
Кадр из фильма
Ребекка Миллер, дочь знаменитого Артура Миллера и жена не менее, наверное, знаменитого Дэниела Дэй-Льюиса, обычно сама экранизирует собственные книги. Причем делает это с необыкновенной скоростью. Так, «Частная жизнь Пиппы Ли» появилась на прилавках американских магазинов в 2008-м, а премьера экранизации состоялась уже на Берлинском кинофестивале в 2009-м. Количество звезд, занятых в этой милой, но вполне скромной картине, приводит в трепет: Робин Райт Пенн, Киану Ривз, Алан Аркин, Уайнона Райдер, Моника Белуччи, Джулианна Мур┘
Две последние из перечисленных звезд появляются только в эпизодах. Моника Белуччи сверкнет на экране лишь затем, чтобы пустить себе пулю в рот на глазах у неверного мужа и его любовницы, Джулианна Мур – чтобы заставить молоденькую Пиппу сняться в любительском садо-мазо-порно.
Уставшая и повзрослевшая Робин Райт Пенн как-то незаметно перешла на возрастные роли. Пиппа Ли – это дама под 50, «верная супруга и добродетельная мать», муж – удачливый издатель, который, отметив 80-летие, решил перебраться с женой в тихий городок в Коннектикуте, где неделями и годами ничего не происходит. Как и полагается в американском сентиментальном кино, даму начинает распирать от неисполнившихся желаний и от нахлынувших воспоминаний чересчур бурной юности. И как непременный deus ex machina – молодой сосед-бунтарь, явившийся здесь в образе нестареющего Киану Ривза. У него незабываемая татуировка во всю грудь, которую Ривз на радость поклонницам постоянно демонстрирует. Причем не какая-нибудь «Не забуду мать родную», а Христос. Как тут не влюбиться? Словно почувствовав, что рога уже готовы прорезаться через темя, муж Пиппы предпочитает скончаться. Предварительно изменив жене с ее лучшей подругой, так что и не особо его жалко.
Красивое, мужественно-женственное лицо Робин Райт Пенн все время изображает задумчивость и недовольство жизнью. Кокаиновое прошлое все чаще и чаще напоминает о себе, и для начала Пиппа опять берет в руки сигареты┘ Собственно, мы имеем очередное кинозаявление о том, что душа женщины – загадка из загадок, чудо из чудес, а тараканы в голове дрессировке не поддаются и, что самое поразительное, не стареют. Они могут затаиться на время.
У Ребекки Миллер, вероятно, наследственный драматургический дар – она очень грамотно выстраивает сюжет, умело мотивируя все поступки героев и даже проходных персонажей. Сентиментальность и романтическая устремленность кроются, слава богу, не в длинных запутанных разговорах, не в долгих затуманенных слезой взорах. Героиня за весь фильм ни разу не плачет, и даже в самый ответственный момент, когда изменивший муж лежит при смерти, а подруга-разлучница режет себе вены, у Пиппы находится лишь равнодушно-строгая оценка ситуации: «Кто ж режет вены безопасной бритвой? Прыгнула бы лучше из окна, что ли┘»
При изрядном многословии фильма (все-таки писательница снимала) действие развивается достаточно динамично и драматургически строго, флэш-бэки примиряюще уместны, а Робин Райт Пенн с годами превращается в очень хорошую актрису. При аскетичной внешности и такой же манере игры она временами способна на прелестный мягкий юмор и самоиронию. Кстати, именно эти две черты способны придать всякой мелодраме нужную интонацию, лишенную пошлости, и именно этой интонацией – увы – пренебрегают создатели отечественных мыльных пузырей.