Федосеев дирижирующий.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Накануне официального открытия 80-го сезона (этот юбилейный концерт состоится 19 октября) Большой симфонический оркестр имени Чайковского и дирижер Владимир Федосеев представили слушателям очередную программу цикла «Легенды о любви» – «Отелло».
Несколько фрагментов из оперы Верди и пьесы Шекспира, короткие музыкальные интерлюдии, игра света – такой облегченный жанр, очевидно, нравится обеим сторонам. Немного попели, немного почитали, немного поиграли – всего по чуть-чуть: и публика не напрягается, и музыканты не вывернуты наизнанку от усталости. И времени для репетиций не надо так много, как если бы, скажем, представили целую оперу. Зато эффектно. Дарья Мороз в роли Дездемоны, Олег Долин – Яго и Михаил Филиппов – Отелло. Хедлайнеры от драмтеатра, вероятно, обеспечивают часть проданных мест и выполняют просветительскую функцию – Шекспира нынче мало кто читает, так хоть послушают. Хедлайнеры от оперы – сопрано Норма Фантини, тенор Александр Антоненко и баритон Эльчин Азизов – были бы куда интереснее, если бы больше попели. А так – негде раскрыться. Не самим, конечно, персонажам. Сами певцы (особенно первые два) довольно известны в оперном мире и, кстати, нашей публике: Фантини пела Аиду в спектакле Франко Дзеффирелли, что несколько лет назад играли в Театре оперетты, Антоненко приезжал в Москву в рамках гастролей Латвийской оперы (с партией Хозе в «Кармен»), а с партией Отелло, кстати, дебютировал на Зальцбургском фестивале. Заместитель художественного руководителя оркестра Татьяна Назарбекова считает огромной удачей ангажемент таких солистов. Так оно и есть – правда, очевидно, из-за недостатков репетиций, в первом отделении всем троим пришлось притираться друг к другу, а также бороться с оркестром – уж очень агрессивны и напористы были стрелы мести и ревности – так, что обоим певцам пришлось буквально надрываться. Хотя в единственной спокойной и умиротворенной интерлюдии струнная группа блеснула удивительным пиано. А вот ключевые моменты последнего акта (песня об иве и молитва Дездемоны, дуэт главных героев и заключительный монолог мавра), практически не прерываемые художественным чтением, прошли как раз очень удачно – в этих сценах наконец смогла раскрыться и Фантини. И наконец появился слаженный ансамбль.
Говоря о юбилейном сезоне оркестра, Татьяна Назарбекова особенно подчеркнула цикл исторических концертов: «Свиридов, Стравинский, Шостакович – это эпохи в жизни страны. Так и история нашего оркестра – она неотделима от жизни станы». Специально к юбилею выйдет книга, представляющая разные этапы из истории оркестра. Грандиозный юбилейный концерт к 80-летию БСО запланирован на октябрь следующего года.