0
1071
Газета Культура Интернет-версия

12.10.2009 00:00:00

"Оливье" не привели в "Рабочее движение"

Тэги: выставка, фабрика


выставка, фабрика Вполне рабочее движение...
Фото с официального сайта биеннале

В рамках III Московской биеннале современного искусства в пространствах ПRОЕКТа_FАБRИКА еще в конце сентября открылось несколько выставок («Гастарбайтеры духа», выставка о концептуалистах из собрания музея МАНИ, «Правдами-неправдами»┘). Теперь к ним подключился кураторский проект Арсения Жиляева и Сергея Хачатурова «Рабочее движение».

Новая выставка разместилась в зале «Оливье» (это всего-навсего наименование стоявшей там некогда машины мелования). Кроме самого Жиляева принципы формообразования русского авангарда взялись интерпретировать Николай Полисский, Аня Желудь, Андрей Филиппов, Максим Русаков, Валерий Риван, Илья Трушевский и Егор Кошелев.

Анонсированное сочетание фабрики технических бумаг «Октябрь» (открытой как раз в «авангардное» время 1920-х – там и живет ПRОЕКТ_FАБRИКА) с новыми художественными изысканиями об «энергии проектного мышления» авангарда представлялось резкой и остроумной репликой на тему томления по делу, на тему неуемных устремлений авангарда, пусть и утопических. Энергии формообразования – сколь бы широко-туманно это ни звучало.

Энергичности вернисажа поспособствовал «Марш металлистов» от металлургов из Шумового оркестра Пролеткульта (тоже восходящего к новаторским 1920-м). Тогда Григорий Лобачев задумал его для четырехструнных домр. Сегодня взявшийся за исполнение и вошедший в роль металлургов ансамбль Марка Пекарского переложил партию для ударных (из коллекции ансамбля – были там даже музыкальные топоры). А у присоединившегося к ним художника Германа Виноградова оказался напоминающий большую кастрюлю инструмент по имени Огрямох Пидроховый! Но вот самой экспозиции, как показалось, энергии не хватило.

«Участники выставки совместно включаются в эксперимент по новой пластической режиссуре пространства ПRОЕКТ_FАБRИКА», – гласит пресс-релиз. Самой наглядной отсылкой к авангарду стала триада Валерия Ривана, включающая аллюзию на татлинскую Башню Третьего интернационала, но из красных лопастей-флагов – супрематических лопастей. Другие участники от буквальных привязок отказались. Да, наверное, стоит сказать о том, что «Рабочим движением» называлась графическая серия Арсения Жиляева 2006, кажется, года производства. Тогда он говорил о создании нового художественного языка, адекватного новым социальным реалиям. Теперь художник выстлал на полу «аппликацию» из оградительной красно-белой строительной ленты. «Размякшая» лента для несуществующего и, видимо, не собирающегося существовать объекта становится метафорой выдохшейся энергии. Сегодняшней, раз уж речь идет о таком материале.

Аня Желудь соорудила инсталляцию о пленэре возле башни «Федерация», снабдив ее также рисованными картинками с соответствующими видами. Бытовки, мусор и все атрибуты строительного пейзажа. По большому счету «Федерация» здесь ни при чем. Москва-Сити как архитектурный стандарт новой Москвы? «Федерация», которая была арт-площадкой во время II биеннале? Ничего конкретного. Просто какая-то вечная стройка┘ Ее по-своему показывает и Егор Кошелев. Герои большого холста, на который зритель взирает снизу вверх, как на надписи и панно каких-нибудь советских учреждений, расчищая место, долбят Geist, Zeit и Gestalt – соответственно онемеченные «дух», «время» и «образ». Последнее, возможно, неким образом намекает на гештальт-психологию – впрочем, только немецким заголовком, не углубляясь в дебри. Над всеми объектами главенствует громадный «Большой адронный коллайдер» Николая Полисского. Деревянный – как всегда у Полисского, подчеркнуто hand made.

Получился местами ироничный, другими местами – меланхоличный проект, который собирался вроде поведать о жизнестроительной энергии, но нет-нет да и скатывается на вялые вздохи о несозданном. Он мог бы быть критическим, более острым на язык. Мне в новом проекте не хватило цельности. Чтобы из всего вместе сложился связный текст, где разные объекты – как главы одной книги, а не как сборник не имеющих друг к другу отношения рассказов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4063

Другие новости