Под полом вестибюля – полое пространство высотой в человеческий рост.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В фойе Большого зала консерватории появился необычный экспонат – копия зала с лепниной, креслами и портретами. Оказалось, что это не просто музейный экземпляр, а предмет, имеющий огромную научно-практическую ценность.
Ни для кого не секрет, что в связи с предстоящей реконструкцией Большого зала (официальная дата закрытия уже названа – это май 2010 года) самые большие опасения связываются с сохранением уникальной акустики. Ведутся даже переговоры о присвоении акустическим свойствам большого зала охранного статуса – уникальное явление в области сохранения памятников архитектуры и искусства. Названный выше макет представляет собой выверенную до миллиметров копию зала в масштабе 1:20, где учтены все геометрические показатели помещения. Предполагается, что именно этот предмет станет эталоном и мерилом для специалистов, которые будут работать над акустикой. По словам проректора по административно-хозяйственной работе Сергея Розанова, предварительно были взяты показатели звукового поля, реверберации и изображены на математической компьютерной модели. Подготовительный период длился около года, и лишь затем российские и финские специалисты принялись за кропотливую и сложную работу по изготовлению макета. Подобные модели будут созданы и для двух других консерваторских залов – Малого и Рахманиновского.
При строительстве зала была использована древесина липы, которую перед тем сушили 40 лет. В основе акустической модели Большого зала консерватории, продуманного архитектором Василием Загорским, по словам директора Музея имени Николая Рубинштейна Евгении Гуревич, – двойные пол и потолок (под полом, например, воздушная прослойка высотой в человеческий рост), то есть зал словно окружен двумя гигантскими скрипками. По мнению Гуревич, при создании этого зала учитывался опыт строительства церквей, залов Благородных собраний в Москве и Петербурге.
А закругленные своды зала – заслуга французской фирмы по изготовлению органов: производитель настоял, чтобы при переходе стены в потолок не было прямых углов. В течение XX века акустика уже немного изменилась – например, когда вместо деревянных появились кресла с тканевым сиденьем и спинкой, ткань стала поглощать звук.
Фирмы, которые будут осуществлять реконструкцию Большого зала, пока не называются, известно, что это будут отечественные специалисты, а также их коллеги из Италии и Франции. Последние приглашены, в частности, для реставрации органа.