Равиль Гайнутдин не пришел на круглый стол Никиты Михалкова.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В среду в Казани открылся V Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Президент фестиваля – председатель Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин. В конкурсную программу вошло 36 кинофильмов из почти 30 стран, в том числе таких некинематографических, как, например, Бахрейн. Из известных личностей на «Золотой минбар» прибыли Вера Глаголева, Вадим Абдрашитов, Борис Грачевский, Нина Русланова, Татьяна Догилева, Эммануил Виторган.
А вчера на Казанскую землю ступил Никита Михалков и вскоре отправился на круглый стол в Казанской ратуше. Тема – «К культуре диалога через диалог культур». Правда, Михалкова ждали еще на открытие, однако он не приехал. Зато Равиль Гайнутдин в ответ не явился на михалковский круглый стол.
Кто в нашем кинематографе может со знанием дела говорить о толерантности? Конечно же – это стало ясно в свете последних событий в борьбе за власть в Союзе кинематографистов РФ, – Никита Михалков. Толерантности, с которой он избавляется от недругов, может позавидовать всякий. Но вчера в Казани Никита Сергеевич преподнес не просто урок терпимости – это был мастер-класс глобальной исторической толерантности.
Сказав для начала несколько одобрительных и ободрительных слов в адрес организаторов фестиваля, председатель Союза кинематографистов РФ обратился с благодарственным словом к святому благоверному князю Александру Невскому. Михалков вспомнил известную присказку о том, что если каждого из нас поскрести – найдешь татарина. Оказавшись на Казанской земле, Михалков почувствовал ток татарской крови в своих жилах и произнес короткую, но эмоционально насыщенную речь в адрес Александра Невского. Это он, дескать, святой и благоверный, продолжал платить дань Орде вместо того, чтобы воевать с ней. Потому что если бы он пошел против Орды, то, вполне вероятно, изгнал бы татар с земли Русской. А так – стали мы жить с татарами бок о бок и крови наши перемешивать. И мысль эта Никите Сергеевичу сообщает немало радости.
Потому что вообще, как выяснилось, он очень любит ислам. Еще с тех пор, как увидел где-то на Нижегородчине среди березок мечеть. «Казалось бы, там самое место было храму, а стояла мечеть». И увидел Михалков, что это хорошо. Только, видно, он не учел, что мечеть – тоже храм. Так как во имя Бога возведена. Только Богу тому имя другое. Оговорился. Только очень уж показательная оговорка – с позиции старшего православного брата-государственника. Когда отправляешься в самое сердце дружественной конфессии, хорошо бы слова аккуратнее выбирать. Да и вряд ли стоило так долго убеждать всех присутствующих в том, что он, Михалков, не шовинист вовсе, а патриот. И долго объяснять разницу между этими двумя понятиями.
Пассаж про Александра Невского некоторых умилил настолько, что подумалось: а вдруг в продолжение объявленной толерантности татары выступят с ответной инициативой – поблагодарят, например, Ивана Грозного за взятие Казани? Ведь без него скреби не скреби татарина – русского не найдешь.
Казань