Денис Мацуев играет. Теперь и в своем собственном абонементе.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Предстоящий концерт Дениса Мацуева и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева станет своего рода предпрезентацией совместного диска музыкантов. Мацуев и Рахманинов задали тон четвертому диску собственного лейбла Мариинского театра.
Новый лейбл Mariinsky, созданный по воле Валерия Гергиева, как и все, что он делает, призван заблистать среди прочих, выбиться в топ как репертуаром, так и качеством. Первый шаг, сделанный на пути к теснению коллег звукозаписывающего фронта, Гергиевым сделан, и сделан весомо. Похожий опыт уже есть в мировой практике, образцом для Mariinsky стал, вероятно, лейбл LSO Live. Собственная фирма Лондонского симфонического оркестра, где, напомним, Валерий Гергиев занимает должность главного приглашенного дирижера, отработала модель самиздата (что исполняю – то издаю) с показательными успехами. Убедившись в очевидных преимуществах подобной схемы, а также избавившись от диктовки менеджеров звукозаписывающих мейджоров, Гергиев решил воплотить эту модель на российской почве. Непременно с применением самых высоких технических достижений. Все три осуществленные для выпуска записи – опера «Нос», Первая и Пятнадцатая симфонии Шостаковича, оркестровые увертюры и фантазии Чайковского – произведены с использованием технологии high definition в Концертном зале Мариинского театра и выпущены в формате SACD. Диск с записями Первой и Пятнадцатой симфоний Шостаковича вышел в конце мая и уже собрал букет неоднозначных отзывов. В концертной и звукозаписывающей практике стало традицией соединять в одной программе первое и последнее сочинение Шостаковича в жанре симфонии. Так выстраивается выпуклая, почти зримая арка между композиторским юношеством и зрелостью. Гергиев, въевшийся в наследие Шостаковича с непримиримой позицией – максимально донести композиторскую тайнопись до слушателя, становится настоящим дешифровщиком. Он резво раскручивает пружину нарастающего напряжения от незлобивых шуток и юмора Первой симфонии до ужасающего гротеска и болезненной сатиричности с вакуумными паузами нотного текста Пятнадцатой. Релиз третьего диска лейбла Mariinsky, который включает в себя сочинения Чайковского: увертюру «1812 год», кантату «Москва», Славянский марш, Датскую увертюру, Коронационный марш – назначен на середину октября.
В 2010 году на Mariinsky намечен выход еще одного альбома – с произведениями Рахманинова и Денисом Мацуевым в качестве солиста. Сочинения Рахманинова в последнее время стали козырной картой Дениса Мацуева – вспомним его проекты с неизвестными (точнее, незаписанными) сочинениями и исполнение так называемого Пятого концерта для фортепиано с оркестром (оригинальное переложение Второй симфонии). Тем более очевидно, что следующей темой для увековечивания должен стать известный Рахманинов – а именно Третий концерт, уже очень давно и прочно укоренившийся в репертуаре Мацуева. Известно, что Денис давно ждал возможности издать это сочинение, но исключительно с лучшим оркестром и дирижером. Лучшего партнера, чем Валерий Гергиев, найти, пожалуй, сложно. Пока диск в работе, есть возможность составить представление о живом звучании, тем более что в программе концерта кроме названного концерта еще одна рахманиновская жемчужина – «Симфонические танцы» (это сочинение также войдет в релиз) и сюита в старинном стиле для струнного оркестра «Из времен Хольберга» Грига, вместе с которой на сцене Большого зала консерватории дебютирует новый коллектив – «Страдивари-ансамбль» Мариинского театра.