Так должна была выглядеть художественнная «загогулина» Валерия Кошлякова.
Фото с сайта галереи М.Гельмана
На Винзаводе в галерее Марата Гельмана открылась выставка известного российского художника Валерия Кошлякова. Название выставки – «Недосягаемые». Вернисаж, однако, был омрачен неприятным эпизодом, стоившим немалых нервов как самому художнику, так и кураторам выставившей его новые работы галереи. Дело в том, что Кошлякову не удалось до конца воплотить в жизнь свой художественный замысел, в чем он обвинил администрацию Винзавода.
Вся выставка в галерее Гельмана задумывалась автором как развернутый комментарий к сооружению наподобие башни Татлина, которое Кошляков хотел установить на площади посередине арт-центра Винзавод. Художник много лет развивает в своем творчестве тему иконуса. Это что-то среднее между игрушечной Шаболовской башней, нефтевышкой и упомянутой татлинской башней Третьего Интернационала.
Как и Татлину, Кошлякову не удалось реализовать свой проект до конца. Дело в том, что администрация арт-центра Винзавод вовремя не прореагировала на поступившую от художника техническую документацию башни, которая, по идее, должна была красоваться перед входом в галерею Гельмана. Выставка готовилась в конце августа, и, вероятно, не все сотрудники известнейшей московской арт-площадки вышли на работу. Для тех, кто незнаком с внутренней кухней Винзавода, здесь необходимо пояснение: все местные галеристы, и Марат Гельман в том числе, лишь арендуют у Винзавода помещения под свои выставки, тогда как любую деятельность вне снимаемой ими площади нужно согласовывать с администрацией арт-центра, которая часто бывает неповоротлива и склонна уходить от принятия ответственных решений. И в данном случае администрация спохватилась всего за несколько дней до заявленного открытия выставки, к чести своей, дав добро на строительство башни. Но вот беда – художник сделать ее уже никак не успевал. Столкнувшись с бюрократизмом и разгильдяйством, он приуныл и в день открытия своей персональной выставки, на радость падким до сенсаций журналистам, вывесил на входе табличку с текстом следующего содержания:
«Эта экспозиция является частью комплекса инсталляций, выполнена как вспомогательное пояснение к иконусу «Башня», которая должна стоять на площади Винзавода и которая, к сожалению, не состоялась по административной несогласованности и бюрократии дирекции Винзавода».
Что тут сказать? Я лично с Валерием Кошляковым не знаком, но по отзывам людей, знающих его лично, известно, что человек он предельно аккуратный и корректный в общении. Не хам. И если художник вынужден в день открытия своей персональной выставки объяснять, почему у него она не получилась (а сил и средств он потратил на подготовку инсталляций массу – рассказывают, что целый месяц как на работу ходил на Винзавод и трудился над экспозицией), то... Я вовсе не хочу писать инвективы в адрес первого в Москве арт-центра мирового уровня и тем более в адрес галереи Гельмана. Просто нужно констатировать факт: системе совриска (кто не знает – это ругательное сокращение от «современного искусства») художники с их несвоевременными запросами бывают совершенно не нужны. Ну не свалилась бы кошляковская башня на головы посетителей Винзавода, как, кстати, свалилась этим летом крыша одного из помещений этого арт-центра от сильного порыва ветра...
А написанную Кошляковым «позорную табличку», которая висит на входе в галерею Гельмана, через 10 лет продадут на Sotheby's. Или – на Christie’s. За большие деньги.