В своей «коммунальной квартире» собралась, точнее с трудом втиснулась труппа театра у Никитских ворот. Марк Розовский бодро вышел к коллективу, поздравил с открытием 27-го сезона, довольно выслушал раскаты приветствий и аплодисментов и деловито поведал о творческих планах нового сезона.
Ближайшая премьера «Как поссорился И. И. с И. Н.» назначена на 10 октября. Правда, художественный руководитель честно признался, что декорации только еще завтра привезут, спектакль еще не совсем готов («пять-семь минут всего осталось поставить», - оптимистично заявил Розовский), а вся эта спешка связана с горячим желанием театра принять участие в Московском международном театрально-телевизионном фестивале, посвященном Гоголю.
В новом сезоне режиссер Аркадий Кац выпустит спектакль по пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Розовский заявил, что многого ждет от этой постановки.
Ко дню Победы главный режиссер готовит спектакль по песням и прозе Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!», который давно стоял в планах театра.
Конец сезона увенчается громким замахом на «Фауста» Гете и «Ромула Великого» Фридриха Дюрренматта.
В жанре театра одного актера готовится экспериментальный проект: «Экклезиаст». Это будет, по словам Розовского, «настольная игра» Никиты Шеймана.
Ко всему этому, не убавляется хлопот по подготовке к открытию Новой сцены.
С одной стороны, главный режиссер обнадежил своих артистов, даже перечислил большой список тех, кому в этом сезоне будут устраивать бенефис с целью представить широкой московской публике (перед выходом на полноценную театральную площадку).
С другой стороны, Марк Розовский, заламывая руки, воззвал к сидевшим в первом ряду представителям московского департамента культуры (А.Е.Парватову и И.А.Колесникову):
«Доколе мы будем вынуждены снимать спектакли из репертуара, то есть убивать «живых детей» из-за физической невозможности их размещать в этом нашем несчастном единственном помещении? Я реально вижу угрозу существования театра в нашей стране. Только что голодали актеры Нижегородского ТЮЗа, на днях в знаменитом Челябинском театре «Манекен» уволено 95% труппы. Нам тоже придется переходить к каким-то другим действиям? Мы 25 лет вынуждены ютиться на площади бывшей коммунальной квартиры, когда за нашими стенами уже 13 лет пустует прекрасное, обещанное нам помещение. Последние три года никаких строительных работ не ведется. Все тонет в бюрократической волоките, хотя Юрий Михайлович Лужков давно одобрил наш переезд».
Из ответных слов все поняли одно: никаких реальных перспектив.
Тут выскочил к микрофону режиссер Аркадий Кац:
- Я пришел сюда в 2002 году из театра, в котором одно фойе по площади было больше всего нашего нынешнего помещения. Там каждый год перекладывали паркет на государственные деньги. На эти средства давно можно было весь долгострой закончить. У меня, седого человека, такая боль! Мы больше не выдержим! Нас эти стены давят!
Труппа загудела.
Коллектив предложил сочинить письмо в Комитет по культуре.
Розовский подытожил: «Театр – это не здание», как говорил Питер Брук, - «Это – подмостки!» Мы готовы играть в голом помещении на досках (паркет класть не будем) и зрителей посадим на лавки. Дайте нам работать, мы все доделаем сами! Нам не нужен скандал, нам просто хочется продолжать свое дело и приносить народу пользу».