0
926
Газета Культура Интернет-версия

21.09.2009 00:00:00

Русская музыка не по смычкам

Тэги: музыка, классика


музыка, классика Чикагский симфонический оркестр – практически «самоиграющий», и Бернард Хайтинк держит бразды правления лишь гипотетически.
Фото с официального сайта фестиваля

Люцернский фестиваль в этом году озаглавлен «Природа». Насколько далеки или близки ежедневные программы к заголовку, навряд ли первостепенно, когда в течение месяца день за днем ведущие мировые коллективы и исполнители выходят на сцену концертного зала KKL (одна из последних гордостей Люцерна). Чикагский симфонический оркестр и Бернард Хайтинк, оркестр Лейпцигского Гевандхауса и Риккардо Шайи сыграли три программы.

Программная начинка, от которой впору восторгаться меломану, не всегда соответствовала рецепту. Если симфоническая классика – Моцарт и Гайдн – слушалась как исключительное исполнение, то русская – Шостакович и Мусоргский – пострадала. Топ-коллективы, входящие в первую десятку мировой «табели о рангах», как всегда совершенны с технической точки зрения, но вот с точки зрения содержания и стиля дают сбой.

Оркестр Лейпцигского Гевандхауза с Риккардо Шайи за пультом – великолепный коллектив, обыгравший невнятную интерпретацию солиста (Салим Абуд Ашкар) в фортепианном концерте Мендельсона своим ясным звуком и лаконичной фразировкой. Опытные музыканты, из увертюры Мендельсона «Гибриды, или Фингалова пещера» сотворив многогранник, совершенно растерялись, когда дело дошло до Мусоргского. Из «Ночи на Лысой горе» исчезли фееричность и взвинченность, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля растеряли присущие им живописность и красочность. Музыканты Риккардо Шайи стали образцом сдержанности, даже не пошалили в «Балете невылупившихся птенцов», не окунулись в мистику «Старого замка», не превысили звуковой размах в «Богатырских воротах». Тут невольно вспоминаешь энергетику Валерия Гергиева и звуковую мощь его подопечных...

Чикагский симфонический оркестр с Бернардом Хайтинком выступил с двумя программами. В первый вечер была программа последних симфоний: «Юпитер» Моцарта и Пятнадцатая Шостаковича, во второй – симфония «Часы» Гайдна и Седьмая симфония Брукнера. Маэстро Хайтинк (в марте он отметил 80-летие) бразды правления держит гипотетически: чикагцы – оркестр самоиграющий. Музыканты, падкие до регалий и внешней атрибуции, – с каким неподдельным апломбом проходит антре концертмейстера или обязательное перечисление в буклете всех оркестрантов поименно, начисто лишаются позерства с первых нот музыки. Гайдн, Моцарт – тонко, живо, с идеальной звуковой атакой, четким струящимся метром, без аллегорий и подноготной. Очевидно, что для оркестрантов симфоническое наследие классиков уже стало системным, как таблица умножения в подкорке всех нас.

На Западе так любят искать двойное дно в сочинениях Шостаковича, скандальная книга Соломона Волкова, не принимаемая семьей композитора и русскими исследователями как подлинный документ, переведена на несколько языков и лежит на столе всякого, причисляющего себя к знатокам музыки Шостаковича. Но при этом исполнение его музыки остается чудовищно поверхностным: все, что написано в партитуре, озвучивается, но внутренняя работа, без которой Шостаковича играть невозможно, к сожалению, отсутствует. Поэтому и публика позволяет себе довольно усмехаться, когда слышит знакомую цитату из россиниевской увертюры.

Люцерн


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1772
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3745
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2802
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2284

Другие новости