Фестиваль продлится до декабря, включив более 40 театральных, спортивных и киноакций, выставок, лекций. И не случайно открылся он балетным спектаклем на сцене Большого театра. В торжественной обстановке посол Японии в России Масахару Коно представил балет «Дама с камелиями» на музыку Гектора Берлиоза в хореографии Асами Маки.
Японцы любят классический балет. Тем более что впервые увидели европейское чудо лишь меньше века назад, когда в 1916 году гастрольная труппа артистов Мариинки Бориса Романова и Елены Смирновой привезла в Токио 3-й акт «Лебединого озера». Балетный бум начался и того позже – после первых гастролей Большого театра в Японии в 1957-м. Они отдались новому увлечению страстно, как всякие неофиты, и основательно, как умеют только японцы. К счастью для русских артистов и педагогов, многие из которых в разные лихие времена нашли здесь свой кусок хлеба с маслом. Сегодня балерины из Страны восходящего солнца все чаще теснят «к воде» представительниц традиционно балетных держав. Японцы никогда не забывают упомянуть, что базой для бурного развития их балета стала русская школа, однако давно уже вертят головой на 360╟, стремясь усвоить лучшее, что способен предложить сегодня мировой танцевальный театр. В репертуаре Нового Национального театра Токио, показавшего в Москве свою «Даму с камелиями», не только Петипа, Горский, Вайнонен и Фокин. В афише – Бурнонвиль и Аштон, Баланчин и Макмиллан, Тюдор и Ван Данциг, Пети и Дуато. Грандиозный центр исполнительских искусств, созданный для оперной, балетной и драматической трупп, которые имеют здесь и свои школы, появился в японской столице в 1997 году. В его Большом зале с удовольствием выступают не только приглашенная прима ННТТ Светлана Захарова, но и многие признанные звезды мирового балета – солисты Ковент Гарден, Мариинского театра, АВТ, Баварской оперы. С 1999-го труппой ННТТ руководит Асами Маки.
Дочь Акико Тачибана, одной из основательниц японского балета, Асами Маки впервые вышла на сцену в четыре года, но учиться начала лишь в двадцать лет – у Александры Даниловой и Игоря Швецова в США. Вместе с матерью основала «Асами Маки балет», руководила школой имени Акико Тачибана. Среди ее постановок за сорок с лишним лет – «Жар-птица» Стравинского и «Спящая красавица» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Раймонда» Глазунова, «Травиата» на музыку Верди и «Баядерка» Минкуса.
«Даму с камелиями» Асами Маки поставила в 2007-м. В истории предпочитавшей камелии Маргариты Готье хореографа привлек символический язык цветов, где маргаритка означает «мне нужен только ты», а камелия – «я могу умереть за тебя». Составив пестрый букет, Асами Маки создала типичный драмбалет эпохи упадка с элементами западной пластики. Именно с элементами, поскольку единой танцевальной стилистики добиться не удалось (впрочем, как и положено в драмбалете, танец здесь отнюдь не на первых ролях), но о многочисленных находках корифеев 20 века, глядя этот спектакль, вспомнишь не раз. Плюс немного пасторали, немного травестии, арлекинады по вкусу. Во втором акте непременный дивертисмент. Ну и, конечно, цыганский танец – он ведь едва ли не во всех русских балетах имеется. Возможно, ничего нового в мелодраматической истории любви и смерти этот балет не раскрыл, зато дал Светлане Захаровой (в вечер московской премьеры она выступила в партии Маргариты) полную возможность продемонстрировать выигрышные стороны своего дара: удлиненные линии тела и бесконечно вьющиеся «поющие» руки. Вдоволь настрадался и помимировал с ней и Денис Матвиенко (Арман). Редкий сегодня в балете «красавец-мужчина», он даже трогателен в своем неистовом стремлении «жить на сцене». Правда, когда на страшно неудобных поддержках взваливает на плечи партнершу, сразу видишь: ноша не своя. Может, не стоило и взваливать?..