0
1418
Газета Культура Интернет-версия

17.09.2009 00:00:00

Смех в морге

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Пенсионер и гастарбайтер. Сергей Дрейден и Евгений Сытый.
Кадр из фильма «Сумасшедшая помощь»

Ленивого увальня из белорусской деревни (Евгений Сытый), приехавшего в Москву на заработки и ставшего жертвой местной шпаны, оставившей его без денег, мобильника и даже без ботинок и носков, неожиданно привечает и приводит к себе домой пенсионер, бывший инженер (Сергей Дрейден). Такова завязка нового фильма Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь».

Инженер (персонажи в фильме безымянные) – что-то вроде городского сумасшедшего, направившего остатки своей энергии на борьбу с глобальным злом. Зло воплощает собою участковый милиционер (Игорь Черневич), мрачнейший тип, про которого с уверенностью не скажешь, существует он на самом деле или только в воображении инженера.

Инженер уверен, что немедленно спасти мир может только «чудо с уточками». На пруду возле кинотеатра – утиный домик, в нем – послание от друзей. Надо это послание добыть – и будет всем хорошо. Еще надо обрезать волосы жене того самого мента, потому что мент травит жену ядом и яд скапливается в волосах. Гастарбайтер с инженером подстерегают женщину во дворе и производят «спасительную» операцию. А на первом этаже живет старушка, которую тоже хотят убить. Чтобы этого не произошло, неугомонный пенсионер уносит из-под ее окна скамейку. В подвале живет азиат-гастарбайтер – надо спасти несчастного из темницы, решает пенсионер и направляет в окошко над землей шланг от кислородного баллона. Разумеется, случается очередной скандал и, разумеется, с участием демонического участкового. Развязка печальна, но о ней не будем. Тем более что иной она быть и не может – судьба нищих городских сумасшедших в жестоких мегаполисах, как правило, известна.

«Сумасшедшая помощь» – это кусок нашей жизни, выхваченный взглядом отчаянного пессимиста. Здесь все паршиво. Город тускл и неприветлив, Москва здесь ни разу не представлена ни одним из милых своих закоулков или туристической красотой. Есть только двор в спальном районе. Поздняя осень. Позёмка. Тоска. Правда, панельные дома покрашены в веселенькие цвета, но вокруг – никого. Оттого все похоже на сказку, только очень тревожную.

Среди этой гнилой пустоты кто-то пытается создать островок другой жизни – свежей, чтобы перебить запах мертвечины, что идет от участкового и разносится по всему двору, по всему городу, по всей стране. Надо ли говорить, что такие попытки обречены на неудачу?

Более того, с подачи Хлебникова мы начинаем понимать жуткую вещь: а ведь всякое добро не только обречено, оно еще и само по себе чрезвычайно глупо. Все попытки старика-пенсионера отыскать ростки красоты и добродетели в спальном районе не имеют ничего общего с созидательным добром. Вот он выкладывает на стол купленный только что суповой набор – то ли в виде скелета, то ли в виде какого орнамента. «Мы что, варить его не будем?» – озадаченно спрашивает приятель-гастарбайтер. «Будем. Только прежде чем сварить, надо красоту сделать». После чего вываливает кости в кастрюлю. В следующий раз он лепит из теста десяток мужских гениталий в натуральную величину и приклеивает их по очереди к постаментам, на которых – бюсты передовиков завода. Не хулиганства ради, а потому что высмотрел по телевизору, что так в Древней Греции украшали статуи особо уважаемых людей.

Сначала смешно. Но вскоре перестаешь умиляться закидонам деда – болезнь она и есть болезнь. И дедова дочка (Анна Михалкова), пестующая незадачливого папу, единственный здравый человек во всей этой истории, постоянно твердит одну и ту же единственно здравую мысль: «Папе надо пить таблетки».

Спасительные тезисы вроде «Красота спасет мир» или «Добро побеждает зло» все чаще становятся в современном серьезном кино объектом полемики. Вспомним фильмы Коэнов «Старикам тут не место», «Фарго». Или Аки Кауриясмяки – «Человек без прошлого», «Огни городской окраины». Все чаще в современном кино зло наголову разбивает добро, и это не случайность, а закономерность нынешней жизни и восприятия мира художниками. Борис Хлебников, один из самых интересных режиссеров нового поколения, в предыдущем своем фильме «Свободное плавание» мягкими штрихами наметил эту мысль. В «Сумасшедшей помощи» он – несколько скомканно, по большей части интуитивно – довел эту мысль до логического завершения. Если «Свободное плавание» – фильм смешной и страшноватый, то «Сумасшедшая помощь» – фильм больной и страшный. И смех во многих сценах напоминает смех санитаров в морге. Наверное, там тоже бывает весело.

Сергей Дрейден в фильме ошеломляет – давно не приходилось видеть на экране такой органичности, такой естественной актерской удали, словно он всю жизнь рвался сыграть эту роль и наконец сыграл. Его короткие монологи сумбурны и страстны, Дрейден виртуозно играет, кажется, всем, чем только можно играть, – голосом, руками, ногами┘ На фоне его энергичной болтовни Евгений Сытый совсем по-другому строит свой образ – бровями, уголками губ, глазами, наполненными слезами. За весь фильм он произносит всего несколько реплик – словно Хлебников «мстит» его персонажу за того, которого Сытый сыграл в «Свободном плавании», – болтуна-прораба, весь словесный понос которого Сытый придумывал сам прямо под камерой. Блестяще, надо сказать, придумывал.

И словно перетащил из «Свободного плавания» весь тот абсурд, без которого немыслима наша жизнь. И завершающим его и ее аккордом, печальным и протяжным, – финальные титры под музыку песни «Прощай, любимый город/ Уходим завтра в море...». При чем тут море? Какой такой любимый город?

Да ни при чем. Просто тоска. По свободному плаванию. По любимому когда-то городу. А таблетки надо пить не только папе – нам всем не помешало бы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
526
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2250
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1481
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105

Другие новости