В Калининграде на Балтике закончился Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. Это единственный в России серьезный конкурс, посвященный органной музыке. Идея проведения такого необычного для нас мероприятия много лет назад пришла в голову Вере Таривердиевой – супруге знаменитого советского композитора. Когда выяснилось, что кроме музыки к кинофильмам и нескольких симфонических произведений, всенародно любимый музыкант оставил целую серию сочинений для органа, неизвестных музыкальному сообществу, Вера Гориславовна решила, что конкурс будет лучшей пропагандой неизданных произведений ее мужа. Первый конкурс прошел в 1999 году, а нынешний – шестой по счету – отмечал круглую дату: десять лет. Программа конкурса неизменно предполагает исполнение всех органных сочинений Микаэла Таривердиева – прежде всего это Симфония для органа «Чернобыль» (в третьем туре наряду с вольной программой участники в обязательном порядке исполняют одну из двух частей Симфонии для органа – «Зону» или «Камо грядеши?»), концерт «Кассандра» и хоральные прелюдии.
С самого первого соревнования участников оценивает жюри, членами которого становятся лучшие органисты и профессора органа со всего мира. В этом году первый тур конкурса принимали сразу три города – Гамбург, Уорстер (США) и Москва. Второй и третий туры прошли в Калининграде. Участники (54 человека) могли выбирать, перед каким жюри (а для каждого города собиралось свое жюри) они будут выступать на первом туре. Затем представители жюри каждого из трех городов приехали в Калининград, плюс к ним присоединились новые члены жюри, которые должны были слушать только два последних тура. Таким образом, отбор игроков для финала был очень строгим – конкурсантов отсматривали в общей сложности около двадцати мэтров органа. Сильнейшими игроками жюри 2009 года, несомненно, стали немец Кристоф Шонер, музыкальный руководитель головной кирхи святого Михаила в Гамбурге (той самой знаменитой церкви, что является символом ганзейского города, и в которой работали такие люди как Телеманн, Бах и Брамс) и корейская органистка Тонг Сун Квак – исполнительница и педагог с мировым именем.
Имея в активе таких мощных цензоров, трудно было рассчитывать на победу в конкурсе русских. В силу многих причин наша органная школа, сама по себе сильная, все-таки не могла и не может соперничать в первенстве с западными школами, чьи корни уходят в века. Однако наличие органного конкурса (финалисты премиальный фонд конкурса – 15000$; другие бонусы – дипломы с правом сыграть сольные концерты на ведущих площадках мира), который как часы случается каждые два года, в корне поменяло ситуацию. Студенты консерватории больше не ограничивают свой мир стенами родного московского, питерского или казанского образовательного учреждения. По совету педагогов они выезжают на учебу в Германию, но «учености плоды» везут назад в Россию, так как здесь есть замечательный конкурс, попадание в финал которого гарантирует тебе как минимум практику на разных органах мира. Органный выбор в России, увы, не велик – не та религия.
В финал этого шестого конкурса вышли три россиянки, украинец, немец и француз. Выделились три сильных лидера – Дарья Бурлак (москвичка, недавно переселившаяся в Германию), органист из Тулузы Жан Батист Дюпон и Тарас Багинец из Украины (в настоящий момент работающий в Екатеринбурге). Багинец уже завоевывал призы в Калининграде, однако в этом году подготовился особенно тщательно, рассчитывая на первую премию (участвовать в конкурсе может любой органист не старше 35 лет). Игра его была безупречной, но соперники попались слишком изысканные. Дюпону удалось перешагнуть через рамки академической традиции и в классической программе дать слушателям понять, что его конек – импровизация. Он с блеском доказал это на концерте лауреатов, когда моментально перекладывал на орган мелодии Таривердиева из советских кинофильмов (эти фильмы, понятно, он отродясь не видел), которые Вера подбрасывала ему со своего мобильного телефона. А Бурлак (трепетная девочка 22 лет) сразила жюри своей дерзостью – она отыграла в финале труднейшую французскую программу с легкостью, присущей гениям уровня Моцарта. И в результате оказалась обладательницей не только первой премии, но и собрала больше половины специальных призов: весь сезон она будет концертировать по миру. Вторую премию разделили француз Дюпон и немец Мориц Шотт, великолепный исполнитель Баха. Банигцу достался диплом.
Третий тур впервые проходил в знаменитом Кенигсбергском соборе. Молодые органисты испытывали новенький (полтора года от роду) орган Шуке. Пятнадцать лет назад в Калининграде никто не мог и представить себе, что стертый с лица земли кафедральный собор восстанет из руин в первозданном состоянии, и что грандиозная поэма Таривердиева «Чернобыль» будет исполняться здесь на органе Шуке – самом большом и красивом органе в России.