0
1012
Газета Культура Интернет-версия

14.09.2009 00:00:00

Тридцать пять лет бульдозерному непониманию

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Курдюкова - арт-критик.

Тэги: искусство, россия


Завтра исполняется 35 лет Бульдозерной выставке. Довольно странно, что сегодня, кроме выставки «Трактористы» в Крокин-галерее, не предусмотрено, кажется, никаких специальных мероприятий, чтобы художественно вспомнить тот показ.

Пустырь в Беляево на пересечении Профсоюзной и улицы Островитянова. Оскар и Александр Рабины, Владимир Немухин, Евгений Рухин, Лидия Мастеркова, Комар и Меламид┘ Агрессивное «шоу» с озеленением и с поливальными машинами, которые потом пресса как-то трансформировала в бульдозеры. Пропавшие картины. Избитые иностранные журналисты. Домашняя пресс-конференция в квартире Александра Глезера. Арест нескольких участников. Назначенная на 29 сентября – санкционированная (!) – выставка в Измайлово. Через 4 года, в 78-м, одного из инициаторов и главных действующих лиц Бульдозерной – Оскара Рабина с семьей выдворят из страны: им просто не разрешат вернуться из французской турпоездки, лишив гражданства. Но сама беляевская выставка была скрипучим кряхтением ключа в заржавевшем замке. Стало понятно, что с неофициальным искусством властям придется считаться.

Собственно, ведь то, что теперь называют неофициальным искусством, нонконформизмом и даже диссидентством в изо, сделало тогдашнее правительство, и сделало своими руками. Тот же Рабин не объявлял себя диссидентом и несогласным. История, получившая новый оборот в сентябре 74-го, начинается, кажется, еще в конце 50-х, и связана она не только с участниками Бульдозерного скандала.

В 1957-м Рабин участвовал в выставке молодых художников в рамках Фестиваля молодежи и студентов, придумывал какие-то социальные сюжеты, а приняли в экспозицию лишь монотипию с букетом. В Манеже он не выставлялся, но вехой для всех была красноречивая ремарка Хрущева на Манежной выставке 1962 года, которая четко провела границу непонятного власти, а значит, недозволенного. Это комплексы и страхи. Так называемый указ о тунеядстве 61-го позволял расправиться не только с Бродским, но чертил плохую перспективу и тем, кто, к примеру, не принадлежал строю творческих союзов. За тунеядство в 65-м осудили и сослали публициста Андрея Амальрика. После Бульдозерной выставки прием опробовали и на Рабине, но его арестовали за тунеядство в 1977-м на два дня и отпустили, видимо уже имея в виду будущие расправы.

Перед бульдозерным показом художники отправили в Моссовет письмо с уведомлением, что хотят устроить выставку – никакого тайного сговора у них не было. Власть уклончиво посоветовала от затеи отказаться, но запрета не наложила. Бульдозерная выставка оказалась альтернативной соцреалистическому образу действий и художественной и политической акцией. Опыт удался: он показал, что у другого искусства есть не только заинтересованная аудитория, но и эффективно работающие каналы распространения. И что проще дать новым художникам выставляться официально. Поэтому потом были разрешенные выставки 75-го в павильоне «Пчеловодство» и в ДК на ВДНХ.

Пошла кристаллизация начавшихся еще в конце 60-х образно-текстовых игрищ концептуалистов, соц-артистов, умножение художественных групп и форм дискурса. То искусство коммунистический мир сужало до размеров коммунального мирка, распространялось квартирными выставками, вместо раздачи призывных общесоветских лозунгов обращалось к соседям (как Кабаков в своих альбомах), готовило по рецептам Комара и Меламида «ПРАВДивые» котлеты из газеты, общее делание там оборачивалось перформансами «Коллективных Действий»┘ Процесс набирал обороты.

Сегодня несогласным быть модно, хотя это далеко не всегда означает действительную политическую остроту высказывания. Ирония нередко сменяется эпатажем – он быстрее прошибает. Теперь власти рьяно приветствуют тех, кого раньше рьяно выгоняли: в 2006-м Рабину вернули паспорт и гражданство РФ, стали устраивать выставки – очень качественные, но так навязчиво громко┘ Сейчас вопрос о сносе ЦДХ-ГТГ временно завис из-за кризиса, а в феврале, в день общественных слушаний, вскоре после того, как художники-пикетчики выставили свои лозунги, милиция собрала и увезла плакаты. Но еще – в Государственном центре современного искусства осуществляется исследовательский проект «Русская арт-эмиграция сегодня». И все это можно обсуждать в контексте Бульдозерной выставки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1449
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1652
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1764
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4073

Другие новости