Владимир Маканин в этом году будет судить «близлежащее» кино.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Соблюдая политкорректность, организаторы называют фестиваль «Киношок». В условиях кризиса фестиваль затянул пояс. Гостей и журналистов стало меньше, все приехали по делу. Но фильмы вызывают прежнее любопытство.
В основном конкурсе их 11, и большая часть ≈ премьеры. Еще никто не видел «Привет тебе, мой ангел» азербайджанского ветерана Октая Мир-Касыма, казахский «Келин» Ермека Турсунова и украинский «День побежденных» Евгения Ямбургского. С другой стороны, картины, засвеченные раньше, порой настолько сильны, что плохо представляешь, как они будут конкурировать друг с другом. К примеру, армянская «Граница» Арутюна Хачатряна ≈ классика остранения, воюющий мир глазами простой бесхозной коровы. Она смотрит, как мы воюем, и даже траву на нейтральной полосе жует с тихим ужасом в душе. А «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой – абсолютный шедевр, чья недооценка на минувшем ММКФ вызывает недоумение ≈ как она может с кем-то соревноваться? К сожалению, как и в Москву, в Анапу Муратова доехать не сумеет. У нее проблемы со здоровьем, и тут остается только молиться и стучать по дереву.
Жюри основного конкурса возглавляет по-кризисному худой и деятельный писатель Владимир Маканин, однако присутствуют еще несколько жюри с не менее достойными участниками. Основному конкурсу ни в чем, как правило, не уступает программа короткого метра. В ней ≈ 18 работ, главным судьей им станет Алексей Федорченко, автор знаменитой кинофальсификации «Первые на Луне», и тут определенно можно ждать открытий. Пусть уже известны имена Павла Руминова и Лайлы Пакалныни, представивших свои короткометражки, но большей частью люди здесь дебютируют, и между морем, песком и небом как-то сразу становится видно, на что они способны. В свое время Анапа открыла Алексея Германа-младшего, Павла Костомарова, Алену Полунину.
Наконец, третий и самый необычный конкурс теперь назван «Неформат». Раньше это было «Кино без кинопленки» – экспериментальные фильмы, сделанные на видео и, как правило, без бюджета, где авторы выражают себя как хотят. Теперь название подчеркивает, что все эти фильмы вы не увидите по ТВ ≈ смотреть их можно лишь на фестивалях либо по киноклубам. Но хуже ли они от этого? Что, например, такое психоделическое скрывается за названием «Мозг (электронная версия)» русского режиссера Андрея Сильвестрова? Что такого неполиткорректного ждать от «Фрицев и блондинок» эстонца Арбо Таммиксаара? Согласитесь, что предвкушение ярких впечатлений оправданно.
В принципах своей работы фестиваль уникален. Он не презентует «национальных блокбастеров» и не предъявляет «наши ответы Голливуду». 18 лет Анапа следит за реальным кино, снятым в неприкрашенных декорациях бывшего СНГ.
Анапа