0
797
Газета Культура Интернет-версия

10.09.2009 00:00:00

Японская рыбка выбивается в люди

Тэги: мультфильм, япония, прокат


мультфильм, япония, прокат Японская анимация сегодня востребована и как искусство, и как коммерческий продукт.
Кадр из нового мультфильма Миядзаки

Про «Рыбку Поньо на утесе», новую мультипликационную работу Хаяо Миядзаки, уже говорено-переговорено. Ее представление кинообщественности случилось совсем не по правилам: анимационный фильм наряду с игровыми фильмами вошел в конкурсную программу 65-го Венецианского фестиваля, нарушив однородность (и без того достаточно относительную) критериев отбора.

О Миядзаки, чем бы он ни отметился, писать принято много и пространно, все-таки живая легенда мультипликации. Потом шепоты и крики вокруг «Рыбки» затихли, появились другие объекты, да и мультипликация, оставаясь прерогативой детства, как ее ни крути, все равно попадает в круг интересов ограниченного числа людей.

«Рыбкин» бум снова начался в августе. Фильм выпустили в США. Штаты приняли Поньо на ура, выдав за первые выходные такую кассу, какая не снилась даже Миядзаки, а он-то американцами порядком обласкан. Даже самые «зубастые» кинокритики разразились хвалебными тирадами. Теперь, когда «Рыбка Поньо» добралась и до нас, у российского зрителя тоже появилась возможность задуматься, глядя в киноэкран. Что же такого особенного сумел сотворить японец-рисовальщик, приверженец двухмерной традиционной графики?

Если пристально посмотреть, вспоминая миры Хаяо Миядзаки, то, в общем-то, ничего из ряда вон выходящего и необычного не найдешь. Он остается на знакомых уже позициях внимательного прорисовщика, разве что пейзажи теперь выполнены в прозрачной технике акварельного карандаша – пейзажи сухопутного пространства. Как только в кадре начинает бурлить море, краски сгущаются, наливаются цветом, будто бы очерчивая жизнь, которая не менее разнообразна, чем на суше, но ускользает от человека, недоступная взгляду. Морскую жизнь режиссер подает с дотошностью моряка-биолога, сродни Жак-Иву Кусто, тут же давая понять, что сам далек от чрезмерной романтизации и не собирается уходить в бесплодное созерцание.

В новом своем фильме Миядзаки моментами отходит от бытового романтизма. Как бы между прочим показывает, что и хозяйственные японцы не застрахованы от экологической катастрофы, что морское дно близ Токио сплошь покрыто бытовыми отходами. Как и многие сейчас, режиссер склоняется к апокалиптике, в экранном пространстве позволяя природе взять реванш. В остальном он – большой романтик: любовно смешивает архитектурные стили, строит на крутом утесе пряничный домик, селит туда маму, папу и сынишку, который спасет найденную на берегу рыбку от верной гибели, а та окажется волшебницей.

Миядзаки по-прежнему и с большой трогательностью говорит о семье. Бывает, говорит совсем грустно, отправляя мужа во внеурочное плаванье, жену – в ночную бессонницу, а зрителя – в размышления о случайной разобщенности близких. Грустно и с еще большей трогательностью говорится в фильме о старости: в фильмах Миядзаки старикам позволено даже больше, чем детям; будто озорство в старости вырастает из ностальгии по детству.

Наблюдательность 68-летнего японца-мультипликатора не ограничивается экологическим радением. Он шагает в ногу со временем, подбирая своим героям актуальные прически и модные туалеты: волосы стригут в летящие формы, с угловатой небрежностью, одежду подбирают по моде осовремененных 1960-х. Так же Миядзаки поступает и с сюжетом. За основу берет «Русалочку» Андерсена, но помещает ее в нашу реальность: русалочка становится волшебной рыбкой Поньо, принц – пятилетним японским мальчуганом. Сквозь сюжетное своеволие просвечивает искренняя симпатия к героям. Сказочные метаморфозы даются им меньшей кровью, русалочка за человеческое обличье не должна теперь платить острой резью в ногах и немотой, да и мальчик-принц куда более прозорлив, чем его датский прародитель, хотя на то, верно, свои причины, и Миядзаки много об этом рассуждает между строк – между кадров: детство непредвзято смотрит на мир, легко отделяя истинное от пустого. И такая ясность взгляда, кажется, к человеку возвращается, но гораздо позже, лет, наверное, под 70, уже пропитанная не восторженностью, а даже если и ею, то обязательно с грустью.

Поэтому волшебство в новом фильме Миядзаки буйствует, но больше грустит – по тем временам, когда человек был совсем ребенком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1952
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3977
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3024
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2466

Другие новости