0
1109
Газета Культура Интернет-версия

10.09.2009 00:00:00

Матовое и матерное

Тэги: кино, премьера, прокат


кино, премьера, прокат Будни милиции глазами Николая Хомерики.
Кадр из фильма «Сказка про темноту»

Фильм Николая Хомерики «Сказка про темноту» был показан на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», второй по значимости после конкурсной. А теперь выходит в российский прокат.

Одинокая милиционерша с ахматовским профилем и нездешним именем Геля (Алиса Хазанова) вконец расстроена – плохо воспитанный малыш нарек ее «тупой старой п┘линой». А что с этим поделаешь, когда живешь в унылом городе, хоть и на берегу ослепительно красивого океана? Океан красивый, а дома вокруг обшарпанные, люди угрюмые и равнодушные. Попробовала записаться на танцы, но и там нужен партнер.

На работе – коллеги-менты, сбившиеся в курилке. Сигарета здесь, кажется, – единственное средство общения, за ней девушки и мужики в милицейской форме занимаются любимым делом – тупят, ржут и сквернословят, без удовольствия, а просто больше заняться нечем. Дома – скучная яичница и тишина. Из верных друзей – мент Димыч (Борис Каморзин), всегда недовольный, влюбленный, ревнивый и сальный. «Сначала дай, а потом залупайся», – то и дело обрывает он Гелю. А Геля не дает. Ни ему, ни другому, ни третьему. Никому. Они – словно часть той темноты, в которой Геля живет.

Хомерики – один из немногих молодых режиссеров, заинтересовавших Запад. Три раза он побывал на Каннском фестивале, был принят очень благосклонно, оставив по себе восторженные рецензии. У Хомерики довольно необычная манера киноповествования. Он снимает словно на эмоциях, не особо заботясь о выверенности кадра и соблюдении необходимых пропорций. В «Сказке про темноту» много молчаливых длиннот, бессловесных эпизодов. Далеко не все из них обязательны, но они удивительным образом придают картине стыдливую детскость, наивность. Ведь темнота – это тоже из детства, когда совершенно невозможно заснуть в темной комнате и мама должна прийти и зажечь торшер в углу.

Камера оператора Алишера Хамиходжаева создает невероятно грустную картину бытия, осязаемо тоскливую. Здесь нет солнечных дней, зато весь фильм словно подернут туманной дымкой, моросью, матовой и еще более безнадежной, чем всякий проливной дождь. В этой мороси величественно и нежно смотрятся сопки и океан, но дома, люди, улицы – тоскливо и бессмысленно. Камера фиксирует большие пространства, почти пустые, похожие на акварели средней руки художника. На этих пространствах – словно детской рукой пририсованные человечки, то один, то двое, то группка. Потом вдруг – ментовской закуток, куда набился покурить чуть ли не весь личный состав. Тесно, скучно. За пределами закутка тоже скучно, но слишком просторно.

В картине вообще огромное пространство, и оттого оно кажется еще более зябким, в нем одному не жить, но влачиться по жизни. И оттого почти героически выглядит Геля в своих попытках продержаться в этой мороси-темноте. Режиссер поставил ее на высоченные каблуки – в них дико неудобно, но как красиво! Изящество героини какое-то отчаянное, опять же – детское. И влюбленный в Гелю коллега-мент, толстый Димыч, если приглядеться, – такой же одинокий и нелепый. А его пожалеть еще труднее – толстые и несимпатичные жалеются не так охотно.

Алиса Хазанова, непрофессиональная актриса, играет удивительно легко, даже воздушно. Она вся – легкое дыхание, такое неуместное здесь и сейчас. И мат, то и дело вылетающий из ее уст, кажется не свойственным ей катастрофически. Но иначе нельзя, иначе она станет совсем чужой.

Кстати, о мате. Его здесь очень много, на нем говорят и между делом, и педалируя скабрезность. Опасный подарок языка, с которым и просто, и удобно: вложил его героям в уста – вот тебе и правда жизни. Но это видимая простота, кажущаяся и коварная. Если искусство начинает палить в лоб правдой, то это уже не правда, а беспомощные попытки добиться естественности путями, далекими от искусства. Искусство на то и искусство, чтобы доносить мысли и чувства иносказательно. Странно, что талантливый и тонкий сценарист Александр Родионов купился на такую простую приманку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
723
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2461
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1652
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1275

Другие новости