Темные пустынные улицы, заброшенные дома... Такой – анонимно – предстал Лодзь во «Внутренней империи» Дэвида Линча. Паралелльный, невнятный, замкнутый – потерянный – мир. В реальности Лодзь пленяет аутентичной заброшенностью и при свете дня. Рядом с шикарной Варшавой, от которой отделяет какой-нибудь час езды, Лодзь предстает пространством, где следы прошлого еще не заретушированы реставрацией и новоделом. Не блещет даже улица Петрковска, в чьи магазины чуть ли не век вся Польша съезжалась за тканями да нарядами. Центр торговли и развлечения переместился в индустриальную зону: часть знаменитых текстильных мануфактур отделана с иголочки и потребление там кипит так же бурно, как когда-то кипела работа. Но и это – капля в море огромных кирпичных фабрик-призраков, готовых просыпаться своими недовыбитыми стеклами.
Интеллектуалы ездили раньше в Лодзь ради уникального Музея современного искусства. Сейчас современного искусства везде хоть отбавляй, зато в Лодзи открыт музей Мануфактуры. Стоит посетить, тем более что на экспонатах часто найдем надписи на русском: Лодзь входила в российскую зону разделенной Польши – Царство Польское. Владислав Реймонт назвал свой лодзский роман «Земля обетованная»: «обетом» предстает Лодзь для затеявшим тут свое фабричное дело поляку, немцу и еврею. Обетом, по Реймонту, не сбывшемся. (Смотри знаменитый фильм Анджея Вайды).
Сейчас интеллектуалы ездят в Лодзь на Фестиваль диалога четырех культур. Понятно, каких: польской, немецкой, еврейской и российской. С прошлого сезона фестиваль круто радикализировался, приглашая таких художников как Херманис (с его цюрихским спектаклем «Отцы») и Димитер Готчев (с «Гамлет-машиной»). В этом году фестиваль заказал у Яна Кляты – 35-летнего режиссера, кое-кем прозванного «польским Касторфом» - «Землю обетованную». Обещается саркастический пересмотр лодзких мифов. А, может, и вообще мифов экономического подъема (очень актуально в период кризиса).
А вот увидев на афише название «Фабрика-2», не надо думать, что речь - об индустриальном прошлом. Фабрикой назвал свою нью-йоркскую студию причудливых талантов Энди Уорхол; краковский спектакль Кристиана Люпы сводит счеты с мифами творчества и мифами (пост-)авангардистского художника (в апреле, на вручении ему Европейской театральной премии, Люпа показывал именно этот спектакль).
«Территория», заявленная в качестве тематического акцента 2009 года, понимается очень расширенно. Это пограничье, но пограничье – всегда разное. В фокусе пьесы Эльфриды Елинек – местечко Рехниц на границе Австрии и Венгрии, где в замке аристократов Батьяни эсэсовцы отпраздновали страшный праздник, закончившийся убийством евреев. И сегодняшний Рехниц, где до сих пор не знают, что же случилось той ночью... «Рехниц» поставил в Мюнхене Йосси Виллер – гениальный режиссер, до обидного мало известный в России.