Как сказал Евгений Стеблов, самое худшее в сложившейся ситуации – заработать врагов и лишиться финансирования.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В среду в Нижний Новгород, где с 27 августа голодала большая группа актеров Нижегородского ТЮЗа, выехала срочно сформированная конфликтная комиссия Союза театральных деятелей России. Ее руководителем стал народный артист России и первый зампредседателя Евгений Стеблов, а в составе был и корреспондент «НГ», по совместительству – член комиссии по критике и театроведению СТД России. В середине дня информационные агентства распространили информацию о приостановке голодовки.
Договоренность была достигнута следующая: актеры прекращают голодовку, а комиссия вырабатывает условия дальнейшей мирной жизни. Напомним: в начале августа в Нижегородский ТЮЗ был назначен новый директор, прежде не имевший опыта руководства театрами.
Оставшийся после прежнего худрука главный режиссер Владимир Золотарь пришел к директору со своими планами на следующий сезон и был неприятно удивлен, узнав, что театр скорее всего не поедет на сентябрьский фестиваль «Реальный театр», который как раз в эти дни проходит в Екатеринбурге. К тому же денежные дела театра таковы, что директору важнее сейчас рассчитаться с долгами, накопившимися при прежнем руководстве. Короче говоря, с премьерами, которые задумал Золотарь, тоже придется еще семь раз отмерить... Режиссер не стал скрывать, что при таком раскладе ему работать в театре будет неинтересно, и уехал ставить в Петербург, где ему предложили постановку. И в Петербурге узнал, что в театре появился новый худрук, до того уже дважды работавший в Нижегородском ТЮЗе Виктор Симакин. Актеры начали бунтовать: кое-кто уже успел поработать при Симакине и теперь убеждал и других, что ничего хорошего в творческом смысле это сотрудничество не обещает. Часть труппы выставила требование отмены этого назначения, направила письма во все инстанции – от Калягина, председателя СТД, до губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Не дождавшись ответа от последнего, объявила голодовку. В свою очередь, Александр Калягин сразу же направил Шанцеву свое письмо с просьбой помочь в разрешении конфликта и даже переговорил с губернатором по телефону. Но голодовка началась. А на следующий день Шанцев в прямом эфире местного телевидения сказал, отвечая на любопытство телезрителя, что причина всех кадровых перемен в театре – желание вернуть ТЮЗ в лоно детского репертуара, поскольку, мол, в нынешнем только два адресованы юным зрителям. Кто-то дезинформировал губернатора – на самом деле в прошлом сезоне в репертуаре театра было 11 детских и семь взрослых спектаклей. Но эта «ошибка» добавила к голодавшим еще шесть человек, в результате труппа поделилась неравномерно: 24 – голодали, 10 – готовы были к сотрудничеству с новым худруком.
В этой ситуации нижегородский губернатор Шанцев согласился, что именно конфликтная комиссия театрального союза способна разрешить конфликт.
К утру среды к голодающим уже не раз приезжала «скорая». Официально работа конфликтной комиссии началась в 11.00, но если складывать все встречи, начиная с первой и до последней, разговоры велись с 09.00 и до 21.30.
Голодающие не понимали, почему им прислали сверху неприемлемого худрука, почему отменили поездку на фестиваль «Реальный театр» и не разрешают ехать в Москву на Шекспировский фестиваль. Режиссер Владимир Золотарь, который до того, создавалось впечатление, уже планировал свою жизнь отдельно от Нижегородского ТЮЗа, куда его привел прежний худрук Вячеслав Кокорин, теперь – голодовкой и солидарностью актеров – был привязан к Нижнему Новгороду почти что кровью (хотя до нее, слава богу, не дошло).
Евгений Стеблов, надо отдать должное, чрезвычайно умело и по-человечески чутко построил разговор с актерами, а затем и со всеми остальными участниками этой истории, не забывая в некоторых случаях призвать «беречь себя, относиться к себе по-христиански».
Было важно, что те и другие артисты были готовы сотрудничать с новым директором театра и, кроме прочего, это стало основой для выработки компромисса. И что все предложения комиссии не вызвали протеста у местного Департамента культуры во главе с Михаилом Грошевым.
В итоге удалось договориться, что, во-первых, актеры прекращают голодовку, во-вторых, за месяц в театре при помощи экспертов СТД разрабатывается новый коллективный договор, в котором будет зафиксирована автономизация двух частей труппы под руководством нового директора с последующим «адресным» финансированием спектаклей тех и других, разумеется, в рамках одного бюджета. Кроме того, СТД выступил с инициативой провести в Нижнем в феврале–марте следующего года семинар-фестиваль, который уже в этом году впервые пройдет в Вологде: по новой модели, не спектакли будут съезжаться в какой-то город, а наоборот – около 50 человек, профессионалов в области детского театра соберутся в городе, чтобы отсмотреть репертуар местного ТЮЗа. Тогда оценят работы и Золотаря, и Симакина. А уже скоро – в ноябре – «Король Лир» в постановке Владимира Золотаря приедет в Москву на Шекспировский фестиваль.
Победителей нет – в том смысле, что в подобном конфликте не может быть чистой победы. Как сказал Евгений Стеблов: «Самым худшим для вас было бы добиться снятия и худрука, и директора, а в итоге заработать врагов повсюду и лишиться финансирования».
Нижний Новгород – Москва