Борис Покровский как персона устраивает сегодня всех.
Фото ИТАР-ТАСС
На прошлой неделе в газете «Культура» был опубликован опрос музыкальных и балетных критиков Москвы, посвященный итогам прошедшего концертно-театрального сезона. В числе приглашенных принять участие в опросе была и я. Но вот незадача: мои ответы по двум, на мой взгляд, существенным пунктам были опущены. Очевидно, это следствие редакционной политики газеты. Но благодаря редакционной политике «НГ» у меня все же есть возможность свободно высказать свое мнение.
Итак, речь о пунктах «Антисобытие сезона» и «Персона года». В первом случае я назвала государственную поддержку «Вивальди-оркестра» под управлением Светланы Безродной. С 1 января этот коллектив получает на осуществление творческих проектов 7,7 млн. руб. Среди компаньонов – «Виртуозы Москвы» (11,7 млн. руб), «Солисты Москвы» (8 млн. руб.) и Musica viva (7 млн. руб.). На мой взгляд, по своим профессиональным качествам «Вивальди-оркестр» не может соперничать с названными коллективами. Не так давно я буквально заставила себя послушать до конца один номер, когда наткнулась на выступление оркестра по телевидению. Когда-то, на заре своей журналистской карьеры (не боясь, что она может закончиться, так и не начавшись), я написала, что место «Вивальди-оркестра» в ресторанах и на банкетах. За несколько лет, увы, ничего не изменилось. А народная любовь к «девушкам в красивых платьях» – это, пожалуй, единичный случай в моей практике, когда уверенно подтверждается выражение, что публика... гм... в своем выборе не всегда права.
Оркестр собирает полные залы, с этим не поспоришь. Причем какие! Регулярно концерты оркестра проходят в Большом зале консерватории. На мое возмущение Алексей Алексеевич Шалашов еще в бытность директором филармонии пожимал плечами и отвечал что-то вроде того, что у них своя жанровая ниша и своя публика. Его можно понять – раз собираются залы, есть выручка. А раз есть выручка, то можно наступить на свою музыкантскую совесть и перетерпеть, а выручку вложить в талантливый, но требующий инвестиций проект. Но правительственный грант?.. Причем суммой даже большей, чем получил оркестр Musica viva, участвующий в ведущих проектах той же Московской филармонии! Очень хочется посмотреть в глаза экспертам и чиновникам Министерства культуры, которые подписывали документы на грант. Выслушать аргументы...
Что же касается второго вопроса – «Персона сезона», то здесь я назвала имя великого Бориса Покровского (его, конечно, вычеркивать не стали). А еще Михаила Фихтенгольца, который начиная с прошлого сезона занимается художественной политикой Большого театра. Помня о том, что Большой театр – это молох, который перемалывает практически каждого, можно все-таки надеяться – зная Мишино упорство, – что в «большой опере» произойдут изменения по существу. К сожалению, был мой вывод, среди персон года нет музыкантов. А вот это может стать уже тенденцией, для нашего музыкального будущего негативной.