Клаудио Аббадо скоро может отправиться на свежий воздух.
Фото с официального сайта Люцернского фестиваля
В роскошном концертном зале на берегу Озера Четырех кантонов в Швейцарии открылся знаменитый Люцернский фестиваль. На месяц (до 19 сентября) Люцерн становится главной точкой музыкального мира: грандиозный смотр первой двадцатки оркестров мира стартовал выступлением собственного оркестра фестиваля под управлением Клаудио Аббадо.
Мотто фестиваля этого года – «Природа», конечно, провоцировало включение в программу симфоний Малера с их преклонением перед величием стихий. Первая малеровская симфония, по мнению западных критиков, прозвучала по меньшей мере грандиозно, еще раз подчеркнув причастность, в общем, сезонного оркестра коллективам экстра-класса.
Среди последних – Концертгебау и Марис Янсонс, Венские и Берлинские филармоники с Зубином Метой и Саймоном Рэттлом соответственно, оркестр Гевандхауса и Рикардо Шайи, Лондонский филармонический и Эса-Пекка Салонен, Коллегиум вокале Гент и Филипп Эрвег, Чикагский симфонический и Бернард Хайтинг – в общем, более 20 (!) оркестров.
Кстати, театральная программа – традиционно не самая сильная сторона этого фестиваля – в этом году весьма любопытна. Ее тема – музыкальные и сценические интерпретации пьесы Георга Бюхнера «Воццек». Самой знаменитой версии пера Албана Берга не будет (той самой, что нам скоро предстоит увидеть и услышать в Большом театре). Тем более любопытен спектакль Тома Уэйтса – его приберегли для завершения фестиваля. В шорт-листе сугубо академического фестиваля появилось имя американского музыканта и актера из мейнстрима – факт сам по себе вызывающий.
Кому делается вызов? Да, пожалуй, самим себе. Интендант фестиваля Михаэль Хэфлигер совершенно уверен, что уже десятилетие спустя концертный формат кардинально изменится. Какие-то шаги навстречу этим изменением делаются уже сегодня: так, некоторые концерты (в том числе концерт-открытие) транслируются в одном из парков Люцерна, запланированы отдельные трансляции по каналу Арте (в том числе и на интернет-сайте канала). В интервью Basler Zeitung Хэфлигер заметил, что с большим удовольствием слушал бы концерты на природе, чем в концертном зале при смокинге. Заметим, что подобные высказывания странно слышать от человека, стоящего во главе серьезного фестиваля, все-таки сложно формат open-space приспособить к потреблению академической музыки.
Переосмысление будущей программы фестиваля, по словам Хэфлигера, связано и со скорым появлением в Люцерне нового зала – Salle Modulable. Интересно, что пару лет назад, когда театральный зал решено было строить, проблема была не в деньгах (их выделял один из фондов) – необходимо было найти место для театра. В качестве образца был выбран отвергнутый в свое время Францией проект Опера де Бастиль (один из идеологов – Пьер Булез, постоянный участник Люцернского фестиваля). Прелесть этого проекта заключается в том, что зал имеет свойство трансформироваться, подстраиваясь под конкретный замысел и жанр (очевидно, опера, танец, концерт).
Напоследок – круглая дата. Ровно 70 лет назад, 11 августа 1939 года, свой последний концерт в Европе дал Сергей Васильевич Рахманинов. Семья проводила лето в своем имении Сенар, что совсем недалеко от Люцерна. Напряжение в Европе нарастало. Рахманиновы торопились покинуть Европу. Останавливало их только данное Сергеем Васильевичем обещание сыграть на новом фестивале в Люцерне (это был второй сезон, первый прошел годом ранее). Вскоре после этого концерта Рахманиновы оставили Сенар, отправились в Париж, к дочерям, а затем – в Америку┘