Утечка мозгов есть даже в Зальцбурге. Юрген Флимм.
Фото с официального сайта Зальцбургского фестиваля
«Игры властных» – под таким девизом проходит нынешний Зальцбургский фестиваль. Между тем изречение выходит за рамки собственно художественной программы и выходит на общественную плоскость.
Интендант фестиваля Юрген Флимм уже после окончания своего второго зальцбургского сезона осенью прошлого года объявил о том, что продлевать свой контракт с фестивалем не намерен. В качестве причин он назвал излишнюю коммерциализацию, не позволяющую осуществить многие намеченные проекты вроде заказных опер. По планам Флимма, например, уже в этом году должна была состояться премьера оперы Вольфганга Рима, написанной специально для фестиваля: очевидно, дело не дошло даже до заказа. Флимм намерен возглавить Берлинскую государственную оперу, а его интендантское кресло займет директор Цюрихской оперы Александр Перейра. Вместе с Флиммом решил покинуть фестиваль и шеф концертной программы Маркус Хинтерхойзер, и эта отставка воспринимается болезненно, поскольку именно концертная программа была чуть ли не самой привлекательной стороной фестиваля, даже более интересной, чем оперная.
Естественно, что нынешний фестиваль и станет лекалом, по которому будет измеряться вклад команды Флимма в развитие Зальцбургского фестиваля.
Оценки не заставили себя ждать, причем самым неожиданным образом: интендант уже подвергнут самой резкой критике. Так, режиссер Мартин Кушей в интервью журналу Spiegel назвал, например, программу фестиваля «скучной, произвольной и нелогичной».
Далее – австрийская писательница Марлен Штрерувитц не постеснялась в выражениях. В беседе на Немецком культурном радио она назвала фестиваль «элитарным реакционным предприятием», находящимся «в руках спонсоров». «Я думаю, мы должны совершенно иначе представлять себе культуру и сказать: это ничто, это не культура, это какое-то самопредставление, и вообще в этом есть что-то фашистское и все это не может быть осмыслено критиками, так как это просто ничто».
Ответное слово, естественно, последовало. Если в своем обращении к Кушею Флимм сохранял отеческий и дружественный тон, то во втором случае он не стеснялся в выражениях. В интервью тому же Немецкому культурному радио интендант назвал Марлен Штрерувитц обиженной жизнью женщиной, у которой «не все чашки в шкафу» (или, говоря по-русски, не все дома), а ее критику – «глупостью», «тотальным бредом» и «полной чушью». «У Зальцбургского фестиваля, несомненно, есть те или иные структурные недостатки. Но все же вспомним, что основатель фестиваля еврейский режиссер Макс Райнхардт был известен еще каким реакционером», – парировал Флимм.