Зрители охотно лезут в окно. Еще бы – ведь оно в Европу.
Фото РИА-Новости
Объявленный бюджет фестиваля – 11 млн. руб. По словам генерального продюсера фестиваля Геворга Нерсисяна, больше трети этой суммы (4 млн. 250 тыс. руб.) получено от Министерства культуры, 1 млн. 200 тыс. – от Ленинградской области и 800 тыс. – от города Выборга, так что «кризис на фестивале не отразился». Обычно у кинематографистов нет времени, чтобы ездить по кинофестивалям, и если это не Канны, Венеция и Берлин, они предпочитают проводить его на съемочной площадке. Но сейчас многие проекты приостановлены, получить финансирование на новую картину или окончание уже начатой практически невозможно. Поэтому фестивальное движение в этом году вновь набирает силу, напоминая о начале 90-х годов прошлого века, когда возникло большинство известных сегодня кинофестивалей (в том числе «Окно в Европу», «Кинотавр» и «Киношок»), почти на десять лет заменивших собой кинопрокат и полноценный кинопроцесс.
Одна из наиболее громких премьер – фильм открытия фестиваля «Преображение». Это название указано в титрах. Однако в прокат картина выйдет под названием «Поп» (дата релиза еще не определена). Именно так называется роман, по мотивам которого режиссер Владимир Хотиненко снял фильм об одном из деятелей «Псковской Православной миссии», действовавшей во время Второй мировой войны на северо-западных территориях России, оккупированных немцами. Режиссер пока не объяснил причин, по которым фильм пришлось срочно переназвать. Одно из предположений – сохранение единообразия и целостности замысла: роман и фильм созданы по заказу кинотелекомпании Русской православной церкви «Православная энциклопедия». Ни о каком преображении речи в сюжете действительно не идет, а речь о «попе», отце Александре (прототип отец Алексей Ионин), совестливом человеке и патриоте, далеком от политики и оказавшемся заложником крупных идеологических и пропагандистских стратегий: фашизма, большевизма и интересов Отцов Церкви за рубежом. История «Псковской миссии» не так безоблачна, как показано в фильме, сложна и неоднозначна, так же как любая история, в которой интересы политики эксплуатируют духовные устремления человека. Но авторы, судя по всему, хотели создать образ идеализированный, буквализованный и понятный широкой аудитории. Поэтому нет никаких принципиальных сомнений, например, в том, допустимо ли вообще использовать религию и веру в играх политики, допустимо ли (в идеале, уж коли речь об идеалах) участие священнослужителей в этих играх и могут ли священнослужители говорить о том, что цель оправдывает средства. В фильме есть лишь аккуратно скроенные и красиво снятые клише народной религиозной психологии, том числе всякие мелкие чудеса, с помощью которых в фильме обнаруживается присутствие Божьей воли. Также много не особенно деликатных шуток по поводу иудеев, принявших православие и поэтому не ставших жертвами истребления. Несмотря на аккуратное, казалось бы, обращение с фактурой, путаница в мыслях режиссеров, берущихся в том или ином виде воплощать в кино сюжеты, связанные с религией, все-таки присутствует. Неудивительно, если учесть, каким витиеватым путем советские люди прокладывают путь к православию. Тот же Владимир Хотиненко, прежде чем взяться за «Псковскую миссию», начал с сомнений по поводу непротивления злу насилием в фильме «Макаров», сделал картину о позитивности ислама («Мусульманин») и обнародовал позицию «власть от Бога» в патриотических картинах «72 метра» и «1612», что говорит скорее о языческом сознании и поклонении идолам.
Помимо «Преображения» («Попа») в программе игрового кино присутствуют и другие фильмы на тему религии: «Верую!» Лидии Бобровой, «Государыня и разбойник», игровой дебют документалистки Екатерины Толдоновой, и «тяжелая артиллерия» – «Царь» Павла Лунгина. Возможно, они дадут ответ на вопрос, который, как считает Армен Медведев, стоит перед Выборгским кинофестивалем: «Куда ж нам плыть?»
Выборг