Статс-секретарь Министерства культуры Екатерина Чуковская: «Казенные учреждения перейдут на полную дотацию государства».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По информации «НГ», в середине минувшей недели в Министерство культуры из Минфина поступили проекты документов, которые касаются всех бюджетных учреждений. Предполагается, что работа над этими документами будет завершена в кратчайшие сроки и уже скоро они приобретут официальный статус. Согласно проектам, уже в следующем году все бюджетные учреждения должны быть преобразованы либо в автономные учреждения, либо в бюджетные учреждения нового типа, либо стать казенными учреждениями.
Некоторое время тому назад, когда еще все эти законопроекты находились в стадии первоначальной разработки, руководителей федеральных учреждений культуры уже собирали в министерстве. Выслушав все, что касалось готовящихся перемен, руководители покидали стены родного министерства в печальном расположении духа.
Из сказанного получалось, что финансирование, сегодня все еще гарантированное, в двух из трех новых форм хозяйствования превращается в субсидии. Что все эти реформы были задуманы задолго до кризиса, но в условиях кризиса эти перемены, совершенно ясно, опаснее вдвойне и втройне.
Что казенное учреждение гарантирует стабильное, хотя и скромное финансирование, зато лишает учреждение культуры какого-либо заработка. Вернее, все заработанные средства при такой новой форме хозяйствования уходят в бюджет.
А сама форма казенного учреждения превращает это учреждение в своего рода филиал Министерства культуры, который учредитель, Минкульт, в любой момент может ликвидировать. Любое казенное учреждение может легко перейти в форму бюджетного или даже автономного учреждения, зато обратный ход можно будет сделать в дальнейшем только по решению правительства. Небольшие провинциальные музеи, которые еще вчера готовы были подумать о свободном плавании, теперь трижды должны подумать, прежде чем принять решение.
Бюджетное учреждение – вроде бы самая приемлемая форма, но его вполне можно признать нерентабельным, и тогда оно может быть ликвидировано сверху, то есть государством. Еще меньше ответственности у государства перед автономными учреждениями.
Короче говоря, даже на первый взгляд для сферы культуры эти все три формы, будь то театр или музей, совершенно не подходят.
Плюс сокращение финансирования, которое даже в лучшие годы росло в абсолютных цифрах и из года в год уменьшалось в процентном отношении.
По словам статс-секретаря Министерства культуры Екатерины Чуковской, все не так страшно. Она полагает, что ничего особо нового в готовящихся проектах нет, скорее можно говорить о попытках, которые ведутся в течение последних примерно пяти лет «сделать такую форму организации учреждения культуры, которая бы нивелировала те недостатки, которые этим учреждениям даны нашим Гражданским кодексом, цель – уменьшить степень несвободы». Но в ответ повышается и ответственность руководителей учреждений культуры.
Судя по всему, помня о том, какую волну вызвали в первую очередь среди театральных деятелей разговоры о реформе бюджетной сферы и неких автономных учреждениях, в новых документах то, что раньше предполагалось назвать АУ, теперь именуется бюджетными учреждениями нового типа (сокращенно – БУНТы), это своего рода ребрендинг, при этом автономные учреждения как понятие сохраняются, но предполагают еще большую свободу учреждения культуры и, следовательно, еще меньшую ответственность государства и меньшую между ними связь.
Казенные учреждения, по словам Чуковской, более всего будут соответствовать нынешним бюджетным учреждениям и также будут на полной дотации государства, «но объем этих дотаций не объявляется», при этом «все заработанное ими должно тоже обращаться в бюджет. Вряд ли это понравится тем организациям, которые умеют сами зарабатывать деньги и которые вообще оказывают хоть какие-то платные услуги».
Уже сегодня известно, что Министерство образования отказалось переводить в форму казенных учреждений все свои образовательные учреждения – все, и дошкольные, и школьные, вузовские и проч. Даст ли это образовательным учреждениям большую свободу? Или за этим последует сокращение дотаций?
Осознают ли руководители образовательных учреждений все риски иных организационно-хозяйственных форм?
Вернемся, впрочем, к культуре.
Если учреждение 30% от своего бюджета способно зарабатывать самостоятельно, его, судя по тому, как развиваются события, будут подталкивать к переходу в формы БУНТа и АУ. Соблазняя большей свободой.
Выселить музей из памятника архитектуры федерального значения вряд ли возможно. А вдруг? Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
В казенном учреждении перегруппировывать бюджет никто не позволит, а в других формах – пожалуйста. Для АУ будет выделяться какая-то сумма, с которой учреждение сможет сделать практически все, что захочет (кроме, разумеется, того, что наказывается по закону). Но возрадоваться мешает тут же возникающий вопрос: а на что вообще хватит этих самых сумм?
Нетрудно представить, как руководитель театра решается отправиться в свободное финансовое плавание, не справляется с налоговыми или иными обременениями и в итоге – пропустим несколько ходов – теряет право на здание. С музеями еще сложнее: по закону о музейном фонде музейные предметы и музейные коллекции, которые входят в состав государственной части музейного фонда, не подлежат отчуждению. А предприятие-банкрот, как известно, отвечает всей своей собственностью. Если музей или театр занимает здание, признанное памятником федерального значения, – снова сложность. А если это здание не памятник или памятник нововыявленный, выселить учреждение культуры окажется намного проще. Вместе с неделимой музейной коллекцией!
Разорить крупный театр или музей, хочется повторить, наверное, будет непросто, а небольшой, провинциальный – в два счета.
По словам статс-секретаря Министерства культуры, даже самая свободная форма автономного учреждения не позволит обанкротить музей или выселить его из памятника архитектуры федерального значения. Еще лучше, если музей законодательно будет запрещено выселять из любого им занимаемого помещения. Но вдаваться в специфику театров, музеев, библиотек, кажется, никому особо не хочется. Много лет назад, когда тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой отстаивал какую-то бюджетную строчку, его попытались успокоить: мол, что вы так волнуетесь, со всеми театрами и музеями вы для нас – статистическая погрешность┘
Екатерина Чуковская тем не менее говорит, что нынешняя реформа готовится вовсе не потому, что государство не хочет финансировать культуру. «Просто государство дает понять, что способы финансирования и получения отчетов о проделанной работе могут быть разными. Если это жесткий ежесекундный контроль – это казенное учреждение. Бюджетные учреждения нового типа отчитываться будут реже, но с возможными негативными последствиями для руководителей. Имущество никто трогать не будет, а вот вопрос о том, на сколько эффективен руководитель, будет рассматриваться. Может быть, это заставит некоторых руководителей, которые считают, что государство им должно просто потому, что они такие хорошие, – может быть, их это заставит осмыслить то, что они делают», – отвечает Екатерина Чуковская в ответ на опасения относительно возможных неприятных последствий для тех, кто смело перейдет в свободное автономное плавание. По ее словам, «скоро это не будет» – следующий, 2010-й год будет переходным, окончательный выбор придется сделать к началу 2011-го. Статс-секретарь Минкульта говорит, что о неделимости музейного фонда можно не беспокоиться, единственный вопрос, который обсуждается, – это потенциальное отчуждение предметов религиозного назначения. Все остальное, по ее словам, не более чем кликушество. Равно, полагает она, не стоит беспокоиться и о том, что культуру забудут профинансировать. Другое дело: поскольку увеличения бюджета ожидать в ближайшее время не приходится, решили, что деятели культуры за неимением больших денег обрадуются предложенной большей свободе.