Заключительным аккордом музыкального сезона в театрально-концертном зале «Фестшпильхаус» прославленного немецкого курорта Баден-Баден стала внушительная декада русской музыки. Маэстро Валерий Гергиев с солистами, хором и оркестром Мариинского театра при участии других знаменитостей представлял многочисленным слушателям русскую музыку. Но главным в этой, по сути, просветительской программе стала широкая презентация симфонического творчества Дмитрия Шостаковича.
«Цикл Шостаковича» – под таким подзаголовком прошли пять симфонических концертов Мариинского оркестра. Каждый вечер в хронологической последовательности звучала одна из симфоний великого музыканта ХХ века: Первая, Пятая, Седьмая («Ленинградская»), Тринадцатая и Пятнадцатая. Это позволило слушателям охватить творческий путь художника от первых шагов, когда он, девятнадцатилетний, написав симфонию, ярко и озорно ворвался в музыкальный мир, до глубин и мудрого просветления в последнем симфоническом опусе.
Валерий Гергиев провел весь цикл на подчеркнуто обостренных контрастах – и темповых, когда медленные эпизоды замедлялись, словно заставляя вслушиваться в изгибы музыкальной мысли, а быстрые ускорялись, захватывая всепоглощающим напором; и динамических – от тончайшего пианиссимо, когда оркестр музицировал «шепотом», до лавин обрушивающегося фортиссимо┘
В концертах звучание симфоний Шостаковича дополнялось и другими произведениями. В первой программе это были «Ночь на Лысой горе» и «Картинки с выставки» Мусогоргского, а на бис, которого жаждали благодарные слушатели, – музыка Чайковского, Лядова и Римского-Корсакова. Во второй – Скрипичный концерт №1 Шостаковича, глубокое, исповедальное произведение, которое с удивительным проникновением в смысл музыки исполнил молодой скрипач Сергей Хачатрян, восторженно принятый публикой. В третьей – эффектный Фортепианный концерт № 1 (с солирующей трубой) Шостаковича. Блестяще преодолевший виртуозные изыски концерта пианист Денис Мацуев, как и трубач Тимур Мартынов, вызвали шквал аплодисментов, заставивших музыкантов и оркестр во главе с дирижером бисировать финальную часть. В двух завершающих программах прозвучали популярные Второй и Третий фортепианные концерты Рахманинова в исполнении Алексея Володина. К сожалению, несмотря на крепкий пианистический аппарат и бисерную технику, солист показался равнодушным к страстной музыке, весь накал и пафос которой вынес на себе дирижер.
Масштабный музыкальный десант Мариинки в Баден-Бадене – уже сложившаяся традиция. Многолетнее творческое сотрудничество с Гергиевым и его труппой – один из фирменных знаков баденского «Фестшпильхауса». Гвоздем театральной программы нынешнего лета стал вечер из двух одноактных опер, практически неизвестных западному слушателю: «Алеко» Рахманинова и «Иоланта» Чайковского. Они прошли четыре раза вперемешку с симфоническими вечерами «Цикла Шостаковича» и вместе определили облик проходивших гастролей.
В том, что соединенными оказались именно ранняя опера юного Рахманинова и последняя опера Чайковского, тоже был просветительский смысл. Их общая премьера могла состояться еще 117 лет назад, когда маститый Петр Ильич, высоко оценивший оперный диплом 19-летного выпускника Московской консерватории, хотел чтобы «Алеко» и «Иоланта» шли в один вечер. В этом году Мариинский театр это желание выполнил.
Польская бригада постановщиков (режиссер Мариуш Трелиньский, художник Борис Кудличка, драматург Петр Грущиньский и др.) предложила современное сценическое прочтение малоизвестных западной публике сюжетов. Измененные время, место, а с ними и характер действия (порой с явными нелепостями), как и отказ от пленэра пушкинских «Цыган» или прекрасного сада короля Рене во французских горах, вызывали неоднозначное отношение. Однако романтическая музыка Чайковского и Рахманинова даже в чуждом ей мрачном натуралистическом обрамлении покорила зал.
Успеху способствовал интернациональный букет солистов. В «Алеко» это Джон Рели (Алеко), Вероника Джиоева (Земфира), Сергей Скороходов (молодой цыган), Сергей Алексашкин (отец Земфиры). В «Иоланте» прежде всего звездный дуэт всемирно знаменитых Анны Нетребко (Иоланта) и Петра Бечелы (Водемон), а также Алексей Марков (Роберт) и другие. И, конечно, единая художественная воля Валерия Гергиева.
Баден-Баден