0
1994
Газета Культура Интернет-версия

30.07.2009 00:00:00

Балетная гламорама

Тэги: фестиваль, балет


фестиваль, балет Красота мужского тела практически во всей полноте. Сцена из спектакля «Дориан Грей».
Фото Хьюго Глендининга

Спектакль Мэттью Боурна «Дориан Грей», недавняя премьера этого, без преувеличения, любимца московской публики, в качестве яркой точки вполне годится для закрытия Чеховского театрального фестиваля. Первый спектакль на сцене Театра им. Моссовета сыграли во вторник. И будут играть до 2 августа.

Мэттью Боурн, как известно, не боится смелых экспериментов. Не только в смешении танцевальных техник, которые переплавляют классический балет в масштабное шоу сродни бродвейскому мюзиклу. Боурн еще более смел, когда выбирает сюжет. На Чеховский фестиваль в этом году он привез «Дориана Грея». И тут отваги ему не занимать – обычно за «Грея» берутся с большой оглядкой и в театре, и в кино. В 1918 году Вс. Мейерхольд объяснял, почему. Именно уайльдовский замысел, несмотря на кажущуюся повествовательную проблемность и привлекательность, проблемен еще и из-за особого ритма: он более, чем многие, требует от режиссера, актера инстинкта знания времени, «слышанья времени».

Боурн уайльдовский ритм отбивает, и виртуозно. Он сообразно двухчасовому периоду урезает долготу фабульного развития, меняет декорации, перекраивая эпоху, микширует музыку, лаунж ставит в один ряд с инструментальной классикой и тяжелым роком, подводя под каждый музыкальный оттенок свое танцевальное движение. И движение сюжета, который, оставаясь в Лондоне, вместе со своим красавцем героем обживает уже не эпоху писателя-денди, а мир современной фэшн-индустрии. Туда его вводит не Лорд, а Леди. И портрет Дориана Грея – не портрет в классическом исполнении живописца, а гигантский плакат-фотография, Грей – лицо нового мужского парфюма «Immortal» («Бессмертный»).

Очертив рамки своего сюжетного времени и своей сюжетной среды, Боурн пытается играть честно, по правилам. Благо правила эти давно и широко растиражированы в обществе, подводя современника к нужному пониманию происходящего. Постановщик хорошо усвоил тренд, приучивший нынешнего потребителя предметов роскоши беззастенчиво воспринимать мужскую наготу, еще в начале 2000-х наводнившую модные журналы и с той поры их не покидающую. Боурн на том и играет, раздевая своих танцовщиков не в пример больше, чем танцовщиц. Не секрет, что традиционная сексуальность в постановках Боурна дает большой крен, но, вступая во владения Уайльда, наверное, без этого обойтись трудно. Тем более, выстраивая еще одну проекцию «Гламорамы», пусть даже в танцевальной плоскости. При этом Боурн предлагает весьма своеобразную и интересную интерпретацию, превращая Дориана Грея в гедониста с раздвоенными сексуальными предпочтениями и осуждая эту сексуальную амбивалентность. «Чистые» характеры, будь они гомо- или гетеросексуальны, оказываются либо жертвами Грея, либо выполняют функцию красивого статиста.

Особая роль в спектакле отведена женщинам. Они в отличие от мужчин-партнеров (которые атлетически крепки) все, как на подбор, удивляют необычайной тонкостью линий. Глядя на них, трудно удержаться от мысли, что Боурн прекрасно владеет алхимией силуэта. Одетые в темные вечерние туалеты, сшитые по лекалам ар деко, именно женщины держат на себе устремленность произведения в прошлое. Да еще отдельные декорации-интерьеры, выполненные в стиле модерн.

В остальном прошлое сквозит по-другому. Мэттью Боурн никогда не отрицал своего пристрастия к киноискусству. И не удивляешься, когда первые 15 минут представления заполняет явная отсылка к «Фотоувеличению» Микеланджело Антониони. Так же, оглядываясь на то, как Боурн прорабатывает сюжет «Дориана Грея», видишь там след нескольких киноэкранизаций – от самых классических до самых нетривиальных. Оно и понятно, элементы киноязыка, которые использует Боурн, нисколько не умаляют красоты и отточенности танцевальной пластики, зато помогают ярче визуализировать образ, когда за Уайльдом все более явственно проступает то античная легенда про самовлюбленного Нарцисса, то разбитое зазеркалье, уводящее в глухие коридоры бессознательного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1948
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3972
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3016
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2461

Другие новости