Через тернии "Тренировочной площадки" Степана Субботина – к звездам Евросоюза.
Фото автора
«Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве» – выставка, которая подвела итоги конкурса, объявленного в апреле представительством Европейской комиссии в России. Кураторское жюри, председателем которого стала Екатерина Деготь, из двух сотен заявок выбрало 20 финалистов, которые получили по 5 тыс. евро. 20 лет без Берлинской стены и пять лет расширения Евросоюза на восток дали участникам конкурса повод задуматься о пределах «единства без границ» и о своей версии взаимоотношений российского и европейского не только на культурных рубежах. В формате инсталляции.
Сегодня в Берлине можно увидеть линейный след Берлинской стены. Кое-где сохранились ее остатки, а рядом стоит таможенник, поджидающий туристов, чтобы впечатать им штамп о пересечении границы ГДР┘ На выставке в ЦДХ самой буквальной привязкой к теме стала «Белая стена» группы «МишМаш». Если поскрести карандашом по белому листу, проявятся Бранденбургские ворота. Со временем этот простенький объект стараниями посетителей наполнился исконно-посконными надписями на родном языке, так что стало даже как-то грустно от предсказуемости результата.
Собственно, сложно закрученное название выставки в данном случае не имеет в виду определенной экспозиционной стратегии. Каждый говорит свое. Что такое «Европейская мастерская»? Это размашистая неказистая метафора ЦДХ от Саши Ауэрбах. Подпирающие друг друга старые столешницы обозначают Центральный дом художника, который в свое время показал москвичам Дали, Бойса и, например, Кунеллиса. Учитывая нынешнее шаткое положение памятника (вопрос со зданием ЦДХ-ГТГ пока заморожен из-за кризиса, что, впрочем, не внушает оптимизма в отношении его будущего), этот проект сегодня очень уместен. Сложность в другом: образ оказался вторичным по отношению к авторскому комментарию, без коего он практически не считывается. Вся выставка «Европейская мастерская» – это вариант для домашего пользования и осмысления. Здесь высказались разные художники, от Никиты Алексеева и Константина Звездочетова до молодых авторов, обладательницы «Премии Кандинского» Дианы Мачулиной и лауреата премии «Инновация» Андрея Кузькина. Но насчет «общего культурного пространства» остается вопрос. Поскольку даже те из художников, кто живет между Россией и Европой, европейского видения на страну не предлагают, а основным лейтмотивом показа стали как раз всякого рода границы.
Самой важной составляющей проекта стал комплекс проблем, образовавшийся вокруг работ. The Travelling Mirrors Никиты Алексеева уложены зеркальной тропинкой, отражающей географию индивидуальных передвижений художника. Различающиеся лишь нацарапанными надписями карманные зеркальца озадачивают каждого, кто узрел свою физиономию в одном из пунктов назначения, относительно желания/нежелания уловить специфику места, в котором ему когда-либо доводилось оказываться.
Социально-политический запал отчетливо прослеживается в видеоинсталляции «Гренельские соглашения» группы «Фикс Рифф Будрайтскис Олейников». Беседа с работниками ресторана в торговом комплексе «Европейский» (несложный выбор точки) о французских событиях 68-го произошла, дабы выяснить преимущественную пассивность наших современников. «Невыездные» арт-объекты из волос, крови и даже фекалий собраны Дианой Мачулиной. В чрезмерных ограничениях по вывозу биоматериалов из РФ художница видит продолжение советских страхов властей перед открытостью страны.
Комплексы госстроя демонстрирует и распластавшийся на стене огромный «Словарь-минимум» Хаима Сокола и Веры Хлебниковой. Под монотонные звуки уроков иняза бумажными карточками с иностранными словами и ксерокопией идеологически выверенного вступления из соответствующего издания 1950 года они воспроизводят стену непонимания. В словаре-минимуме разные понятия оценивались с обочины советских реалий, а перевод «потустороннего» в «посюстороннее» бдительно фильтровался. Между политикой и идеологией балансирует и взгромоздившаяся собачьими тренажерами с символикой Евросоюза «Тренировочная площадка» Степана Субботина. С горькой усмешкой вместо усилий по интеллектуальному сближению предлагается тупая физическая муштра – мол, продемонстрируем мускулы и втиснемся.
Россия обзавелась собственными биеннале и премиями в области современного искусства. Приблизило ли это страну в целом, помимо культурных атрибутов, к Европе и избавило ли от старых комплексов? Со всеми своими невнятными моментами и нарочитыми иногда обобщениями эта выставка ценна именно как попытка организовать дискуссионное поле. И еще раз показать, что вот она, граница. Яснее ясного.