0
1260
Газета Культура Интернет-версия

23.07.2009 00:00:00

Ангелы и демоны из Кандалакши

Тэги: кино, прокат, премьера


кино, прокат, премьера Петя не боялся выстрелов. Зря.
Кадр из фильма "Петя по дороге в Царствие Небесное"

Фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» получил главный приз последнего Московского кинофестиваля. Коллективное «бессознательное», тысячи раз преломившись, отражается в одной совсем частной, казалось бы, истории.

«Ваши документы!» – строго обращается Петя (Егор Павлов) к водителю, останавливая машину полосатой палочкой. Водитель предъявляет документы, путевой лист, оправдывается, если что-то нарушил. Работники автобазы дают Пете на проверку документы и обещают исправить недочеты. «Инспектор Петя», – представляется он, тормозя очередную машину. Петя – местный дурачок, каких в России всегда любили и старались не обижать. Потому и включается все население Кандалакши в эту необременительную игру, генами помня библейские заповеди.

А на дворе – 1953-й, март. Из радиотарелки несутся сообщения о состоянии здоровья товарища Сталина, а когда здоровье сходит на нет – скорбное известие о смерти. Доброе население Кандалакши заходится горестным воем, и только Петя по-щенячьи радостно и искренно принимает все, что бы ни происходило. Взбираясь на слепленный из снега Мавзолей, ладонью, приставленной к шапке, приветствует проходящую мимо колонну заключенных, раздражая этими неуместными почестями конвоиров. А когда несколько заключенных сбегают из местного лагеря, так же по-щенячьи радостно и искренно бросается преследовать их на лыжах, помогая тем же конвоирам. Только преследователю издалека не разобрать, кто там на лыжах по снегу скользит, – беглый ли, местный ли житель. На всякий случай взять на мушку и пальнуть. И Петина чистая душа отлетает в то самое Царствие Небесное, куда попадают нищие духом. Никто в отдельности не хотел его смерти. Но – так получилось. Ты, я, он, она вместе – целая страна. Каждый в отдельности хорош, а все вместе проверку на милосердие не прошли.

Николай Досталь из тех режиссеров, чье кино сканирует Время. «Облако-рай», «Коля – перекати-поле», «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Петя по дороге в Царствие Небесное» – высветив одного человека, история захватывает целую страну. И вот уже история одного блаженного Пети, недолго прожившего и глупо погибшего, светит отраженным светом целого поколения. Этот свет очень умело выткан из разных лучиков – здесь и бесконечное шипенье басовитого голоса из репродуктора, и сменяющий один за другим на экране плакаты тех лет вроде «Все дороги ведут к коммунизму», и колечки дыма от пахитоски местной модницы-красавицы, и обреченные лица марширующих зэков. Из маленьких примет времени складывается мозаичное полотно эпохи.

Но соблюсти историческую достоверность в деталях – даже не полдела. Это важная, но не главная часть режиссерской работы. И даже вдохнуть жизнь в эти детали – еще не все дело. Заставить детали работать на главную мысль фильма – это высший пилотаж. Что такое качественная режиссура? Это в первую очередь – ничего «просто так». Любая мизансцена, любое движение, любая реплика, любой поворот головы, любое изменение интонации должны быть объяснимы.

Почему главный герой – блаженный? Нельзя было найти здорового? Да потому что этот парень – он ангел, чистое существо, пришедшее в этот мир с изначально чистыми помыслами. Его долговязая фигура – как дерево в поле, что притягивает молнии и сгорает быстрее всех. На нем проверяется зрелость общества и власти. И то, как легко ломается эта жизнь, показывает: добрые и хорошие люди, готовые быть по-христиански терпимыми и смиренными, сколачиваясь в общество, начинают являть собою сборище идиотов. Это сборище запускает отлаженную машину под названием «власть» и покорно сует голову в ее смертельные жернова. Слабые гибнут первыми.

Бездушный звук, с которым перемалываются люди в жерновах власти, почти слышен на протяжении всего фильма «Петя по дороге в Царствие Небесное». Он то ближе, то дальше. Вот жена лагерного начальника, полковника Богуславского (Роман Мадянов), красавица доктор (Светлана Тимофеева-Летуновская) от катастрофической местной скуки заводит роман с коллегой, врачом-евреем. Все бы ничего, милый гарнизонный адюльтер, да только роман этот проистекает в «обрамлении» разговоров о том, как надоели эти врачи-вредители да космополиты. Звук машины, ломающей жизни, слышен, но он не близко. Вот несется из радио скорбный голос, возвещающий смерть вождя, и дико воет женщина под радиотарелкой – звук громче, ближе. Вот бегут из лагеря заключенные, по их следу, как по следу дикого загнанного зверя, – охранники с винтовками. Звук еще громче, еще ближе. И вот он уже совсем в ушах, нестерпимо громкий и страшный, слившийся с выстрелом нерадивого охранника...

В фильме все персонажи очень живые и в то же время умышленно хрестоматийные. Прелестный простачок Петя, собравший в себе все приметы дурачка – ясный взор, румянец на щеках, трогательная нелепость... «Настоящий полковник» Богуславский – как водится, одутловатый от водки и прочих излишеств, хамоватый и ревнивый. Его жена, словно сошедшая с жестяной коробки папирос, – красногубая мамзель с папироской в изящных пальчиках.

Это наша лагерная страна начала 50-х. Страна, которую так хочется забыть. До того хочется, что готовы все начать заново, не понимая, что в Царствие Небесное от удара по голове старыми граблями не попасть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
707
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2441
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1636
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1262

Другие новости