В толпе проволочных фигур легко затеряться.
Фото Елены Ремчуковой
Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в России, привез в центр современной культуры «Гараж» масштабную инсталляцию и провел там мастер-класс. «Поле притяжения» состоит из 287 «элементарных частиц». Прежде чем появились скульптуры, с участников проекта в возрасте от полутора до восьмидесяти с лишним лет сделали гипсовые слепки. Получившаяся в итоге толпа из нержавеющей стали, несколько теснящаяся в «Гараже», стала первой ласточкой Третьей Московской биеннале современного искусства, которая начнется осенью и специальным гостем которой будет Энтони Гормли.
Энтони Гормли, еще в 94-м получивший одну из самых котирующихся в области contemporary art премию Тернера, больше четверти века скульптурно разбирается (а может, только ставит философские вопросы) с человеческим телом. Один из самых известных его проектов, «Поле» с терракотовой армией фигурок, Гормли выстраивал руками добровольцев (так он работает) и в Евразии, и в Новом Свете. Сейчас на Трафальгарской площади появились пьедесталы его живой инсталляции «Один и Другой»: любой может на час забить место в групповом портрете современной Англии. А Москва в хвосте: ни здесь, ни где-либо еще в пределах нашей необъятной родины Гормли пока не видели. Пригласить Гормли для «Гаража», эффектно открывшегося выставкой Ильи Кабакова, – важный имиджевый аспект.
«Поле притяжения» и «Горизонт событий» (во время Третьей Московской биеннале в центре города на земле и на крышах домов появятся скульптуры Гормли) – проекты не новые. Нынешний возник в 2003-м по заказу британского центра современного искусства BALTIC, а намеченный на осень опробовали в Лондоне в 2007-м. Сейчас, кстати, с московским правительством согласовывают площадки для размещения.
Гормли занимается одними сериями в течение нескольких лет, новые развивают сказанное в старых. То он наматывает километры проволоки вокруг воображаемого тела в поисках его энергетического поля. То сооружает ячейки-ящики, становящиеся телесными единицами, домами мегаполиса, в который запускают зрителей. Персонажи московского «Поля притяжения» – это кажущиеся хрупкими конструкции из стальных штырей с порядковыми номерами (список участников прилагается) в районе пяток. Человеки-гвозди колют пространство. Причем внешнее неотделимо от внутреннего. Силуэты, открытые всем ветрам, захватывают и тут же возвращают обратно в среду, фон, их сформировавшие. Domain Field (аутентичное название) сопоставляет – в этом узнается почерк Гормли – привычное пространство выставочной площадки с виртуальным – с сетевым доменом. Гормли до известной степени самоустраняется от трактовок своих работ. И хотя он охотно рассказывает, «что автор имел в виду», но, по его мнению, своей жизнью произведение искусства обязано зрителю. Который вступает в это поле, втягивается в произвольную игру ассоциаций и соприкосновений между реальным, иррациональным, материальным, превращающимся в невесомое┘
Для того чтобы оказаться в «Поле притяжения» Энтони Гормли, нужно было отстоять очередь. |
В произведениях английского скульптора проглядывают разные влияния. С одной стороны, слышатся, кажется, отголоски бартовской теории «Смерти автора», впускающей в произведение зрителя как полноправного толкователя. И кстати, мастер-класс художник организовал именно по такому принципу: три десятка человек встали внутри трех кругов из комков сырой глины. Демиурги вылепили свои работы и стали перемещаться по кругу, сталкиваясь со сделанным кем-то другим, с темой другого человека, которую предлагается развить.
«Поле притяжения» собирает очередь. Вероятно, для того, чтобы любой посетитель мог ощутить себя частью толпы в тесноте проволочных фигур.
Даша Жукова на вопрос, трудно ли было организовать эту выставку, сказала, что нет – как только Гормли прилетел в Москву и увидел пространство «Гаража», он с энтузиазмом взялся за дело. Госпожа Жукова сообщила, что является поклонницей творчества английского скульптора.
Вечером Роман Абрамович и Даша Жукова пригласили своих гостей поужинать в один из московских ресторанов на after-party, где английский скульптор продолжил свой мастер-класс за фужером шампанского.