Фото Дарьи Курдюковой.
Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в России, привез в Центр современной культуры «Гараж» масштабную (других он, привыкший работать в больших пространствах, не делает) инсталляцию и провел там мастер-класс. «Поле притяжения» состоит из 287 «элементарных частиц». Прежде чем появились скульптуры, с участников проекта в возрасте от полутора до восьмидесяти с лишним лет сделали гипсовые слепки. Получившаяся в итоге толпа из нержавеющей стали, несколько теснящаяся в «Гараже», стала первой ласточкой Третьей Московской биеннале современного искусства, которая начнется осенью и специальным гостем которой стал Энтони Гормли.
В преддверии приближающейся биеннале Москва пристроилась в хвост. Энтони Гормли, еще в 94-м получивший одну из самых котирующихся в области contemporary art премию Тернера, больше четверти века скульптурно разбирается (а может, только ставит философские вопросы) с человеческим телом. С 1990-го сфера интересов расширилась, впустив в себя «коллективное» и производные от него сюжеты - от отношений между телами и пространством до наблюдений за трансформациями человеческого тела. Тяжеловесные в прямом смысле слова - с использованием, чугуна - и с изящной философской сутью измышления на сей счет Гормли представлял возле Ливерпуля на пляже Кросби, где расставил автопортретные изваяния, живущие между сушей, водой и небом в «Другом месте». Один из самых известных его проектов - «Поле» с терракотовой армией фигурок - Гормли выстраивал руками добровольцев (так он работает) и в Евразии, и в Новом Свете. Сейчас на Трафальгарской площади появились пьедесталы его живой инсталляции «Один и Другой»: любой может на час забить место в групповом портрете современной Англии. А Москва в хвосте: ни здесь, ни где-либо еще в пределах нашей необъятной родины Гормли пока не видели. Пригласить Гормли для «Гаража», эффектно открывшегося выставкой Ильи Кабакова, - важный имиджевый аспект.
«Поле притяжения» и «Горизонт событий» (во время Третьей Московской биеннале в центре города на земле и на крышах домов появятся скульптуры Гормли) - проекты не новые. Нынешний возник в 2003-м по заказу британского центра современного искусства BALTIC, а намеченный на осень опробовали в Лондоне в 2007. Сейчас, кстати, с Московским правительством согласовывают площадки для размещения - в английских пределах получить разрешение на установку скульптур на крыше Британского Парламента так и не удалось. Но Москве, главным городским скульптором которой стал Зураб Церетели, необходимо влить свежую кровь - альтернативную.
Вообще-то, работы Гормли похожи. Он занимается одними сериями в течение нескольких лет, новые развивают сказанное в старых. То он наматывает километры проволоки вокруг воображаемого тела в поисках его энергетического поля. То сооружает ячейки-ящики, становящиеся телесными единицами, домами мегаполиса, в который запускают зрителей. Персонажи московского «Поля притяжения» - это кажущиеся хрупкими конструкции из стальных штырей с порядковыми номерами (список участников прилагается) в районе пяток. Человеки-гвозди колют пространство. Причем внешнее неотделимо от внутреннего, силуэты, открытые всем ветрам, захватывают и тут же возвращают обратно среду, фон, их сформировавшие. ⌠Domain Field■ (аутентичное название) сопоставляет - в этом узнается почерк Гормли - привычное пространство выставочной площадки с виртуальным - с сетевым доменом. Гормли до известной степени самоустраняется от трактовок своих работ. И хотя он охотно рассказывает, «что автор имел в виду», но, по его мнению, своей жизнью произведение искусства обязано зрителю. Который вступает в это поле, втягивается в произвольную игру ассоциаций и соприкосновений между реальным, иррациональным, материальным, превращающимся в невесомое┘
Фото Дарьи Курдюковой |
В произведениях английского скульптора проглядывают разные влияния. С одной стороны, слышатся, кажется, отголоски бартовской теории «Смерти автора», впускающей в произведение зрителя как полноправного толкователя. И кстати, мастер-класс (в его основу легла работа «Глина и коллективное творчество», осуществленная ранее в Хельсинки) художник организовал именно по такому принципу: три десятка человек встали внутри трех кругов из комков сырой глины. Демиурги вылепили свои работы и стали перемещаться по кругу, сталкиваясь со сделанным кем-то другим, с темой другого человека, которую предлагается развить. Так около двух часов. В конце концов люди пытаются объяснить значение чужих работ. Свобода появляется в возможности бесчисленного количества интерпретаций. С другой стороны, от молчаливых проектов Гормли подчас веет почти медитативной сосредоточенностью, поиском ненайденного. В 70-х он изучал буддизм в Шри-Ланке и в Индии - и может быть, это далекий след тех лет┘
«Поле притяжения» собирает очередь, поскольку в зал пускают маленькими группами. Энтони Гормли остался вполне доволен отведенным ему в «Гараже» относительно небольшим отсеком. Но все-таки кажется, что «гаражные» просторы мельниковского Бахметьевского автобусного парка могли бы дать больше воздуха этим скульптурам.