0
833
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2009 00:00:00

Спецгость привез человеков гвоздя

Тэги: выставка, скульптура


выставка, скульптура Фото Дарьи Курдюковой.

Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в России, привез в Центр современной культуры «Гараж» масштабную (других он, привыкший работать в больших пространствах, не делает) инсталляцию и провел там мастер-класс. «Поле притяжения» состоит из 287 «элементарных частиц». Прежде чем появились скульптуры, с участников проекта в возрасте от полутора до восьмидесяти с лишним лет сделали гипсовые слепки. Получившаяся в итоге толпа из нержавеющей стали, несколько теснящаяся в «Гараже», стала первой ласточкой Третьей Московской биеннале современного искусства, которая начнется осенью и специальным гостем которой стал Энтони Гормли.

В преддверии приближающейся биеннале Москва пристроилась в хвост. Энтони Гормли, еще в 94-м получивший одну из самых котирующихся в области contemporary art премию Тернера, больше четверти века скульптурно разбирается (а может, только ставит философские вопросы) с человеческим телом. С 1990-го сфера интересов расширилась, впустив в себя «коллективное» и производные от него сюжеты - от отношений между телами и пространством до наблюдений за трансформациями человеческого тела. Тяжеловесные в прямом смысле слова - с использованием, чугуна - и с изящной философской сутью измышления на сей счет Гормли представлял возле Ливерпуля на пляже Кросби, где расставил автопортретные изваяния, живущие между сушей, водой и небом в «Другом месте». Один из самых известных его проектов - «Поле» с терракотовой армией фигурок - Гормли выстраивал руками добровольцев (так он работает) и в Евразии, и в Новом Свете. Сейчас на Трафальгарской площади появились пьедесталы его живой инсталляции «Один и Другой»: любой может на час забить место в групповом портрете современной Англии. А Москва в хвосте: ни здесь, ни где-либо еще в пределах нашей необъятной родины Гормли пока не видели. Пригласить Гормли для «Гаража», эффектно открывшегося выставкой Ильи Кабакова, - важный имиджевый аспект.

«Поле притяжения» и «Горизонт событий» (во время Третьей Московской биеннале в центре города на земле и на крышах домов появятся скульптуры Гормли) - проекты не новые. Нынешний возник в 2003-м по заказу британского центра современного искусства BALTIC, а намеченный на осень опробовали в Лондоне в 2007. Сейчас, кстати, с Московским правительством согласовывают площадки для размещения - в английских пределах получить разрешение на установку скульптур на крыше Британского Парламента так и не удалось. Но Москве, главным городским скульптором которой стал Зураб Церетели, необходимо влить свежую кровь - альтернативную.

Вообще-то, работы Гормли похожи. Он занимается одними сериями в течение нескольких лет, новые развивают сказанное в старых. То он наматывает километры проволоки вокруг воображаемого тела в поисках его энергетического поля. То сооружает ячейки-ящики, становящиеся телесными единицами, домами мегаполиса, в который запускают зрителей. Персонажи московского «Поля притяжения» - это кажущиеся хрупкими конструкции из стальных штырей с порядковыми номерами (список участников прилагается) в районе пяток. Человеки-гвозди колют пространство. Причем внешнее неотделимо от внутреннего, силуэты, открытые всем ветрам, захватывают и тут же возвращают обратно среду, фон, их сформировавшие. ⌠Domain Field■ (аутентичное название) сопоставляет - в этом узнается почерк Гормли - привычное пространство выставочной площадки с виртуальным - с сетевым доменом. Гормли до известной степени самоустраняется от трактовок своих работ. И хотя он охотно рассказывает, «что автор имел в виду», но, по его мнению, своей жизнью произведение искусства обязано зрителю. Который вступает в это поле, втягивается в произвольную игру ассоциаций и соприкосновений между реальным, иррациональным, материальным, превращающимся в невесомое┘


Фото Дарьи Курдюковой

В произведениях английского скульптора проглядывают разные влияния. С одной стороны, слышатся, кажется, отголоски бартовской теории «Смерти автора», впускающей в произведение зрителя как полноправного толкователя. И кстати, мастер-класс (в его основу легла работа «Глина и коллективное творчество», осуществленная ранее в Хельсинки) художник организовал именно по такому принципу: три десятка человек встали внутри трех кругов из комков сырой глины. Демиурги вылепили свои работы и стали перемещаться по кругу, сталкиваясь со сделанным кем-то другим, с темой другого человека, которую предлагается развить. Так около двух часов. В конце концов люди пытаются объяснить значение чужих работ. Свобода появляется в возможности бесчисленного количества интерпретаций. С другой стороны, от молчаливых проектов Гормли подчас веет почти медитативной сосредоточенностью, поиском ненайденного. В 70-х он изучал буддизм в Шри-Ланке и в Индии - и может быть, это далекий след тех лет┘

«Поле притяжения» собирает очередь, поскольку в зал пускают маленькими группами. Энтони Гормли остался вполне доволен отведенным ему в «Гараже» относительно небольшим отсеком. Но все-таки кажется, что «гаражные» просторы мельниковского Бахметьевского автобусного парка могли бы дать больше воздуха этим скульптурам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1607
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1803
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1914
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4285

Другие новости