Несколько смертных грехов в версии Пины Бауш.
Фото Михаила Гутермана
Гастроли Танцевального театра Вупперталя посвящаются памяти легендарного хореографа прошлого и настоящего столетия. До приезда в Москву Пина Бауш не дожила пару недель. На предварительном показе спектакля в Театре Моссовета присутствовали, пожалуй, все не уехавшие в отпуск представители творческой элиты: Роман Виктюк, Эдвард Радзинский, Александр Леньков, Александр Титель...
На похоронах Пины Бауш присутствовали только родственники, близкие друзья и несколько танцовщиков. Закрытые похороны были желанием семьи хореографа. Официальные траурные мероприятия состоятся в Вуппертале через несколько недель. Труппа Пины Бауш приняла решение провести следующий сезон и осуществить все запланированные гастроли. Это – последние сообщения немецкой прессы, следующие за вестью о внезапной смерти Пины Бауш.
Вчера Танцевальный театр Вупперталя открыл гастроли в Москве. Артисты подавлены – это заметно. Нынешние гастроли – первые без «головы» – а быть может, и без рук, без ног, без тела и сердца. Совершенно очевидно, что Бауш была тем стержнем, осью, благодаря которому существовал и на котором держался этот театр. Более 30 лет на одном месте, десятки гениальных спектаклей: все это – она одна. Оставила ли она последователя, родила и воспитала ли творческую единицу, способную если не превзойти учителя (как она сама превзошла своего – Курта Йосса), то хотя бы соответствовать?
В Москве ее спектакли показывали неоднократно, и каждый раз от происходящего на сцене невозможно было оторваться: слушатель увлекался или психологическим театром (в «Гвоздиках»), или надрывной «Весны священной», или трогательными лирическими зарисовками (в «Мазурке Фаго»). На Чеховский фестиваль театр привез один из первых спектаклей Пины Бауш – «Семь смертных грехов» – тот, что критики назвали «самым разрушительным зрелищем, которое можно увидеть на немецкой сцене». Да, в 1976 году это было на самом деле так. Балет с пением Курта Вайля и Бертольда Брехта (собственно этот балет идет в первом отделении, вторая часть спектакля называется «Не бойтесь», в ее основе – песни из пьес Брехта) должен был изобличить семь смертных грехов, а сверх того – капиталистическое общество потребления. У Пины Бауш потребляют только одно – женское тело. Потреблению и унижению женщины, по сути, и посвящен этот спектакль. Вот одна – обреченная на унижение собственной семьей. Вот другая – свежая маргаритка, соблазненная обаятельным обожателем детской красоты, – присоединяется к сонмищу безнадежных. А проходимец уже осваивает следующую жертву.