Актер приручает разом и нож, и поленья.
Фото с официального сайта Чеховского фестиваля
На пресс-конференции на вопрос корреспондента «НГ» о том, кого мы видим на арене в спектакле «Секрет» – самого ли Жоана Ле Гийерма или все-таки воображаемый образ, французский актер ответил кратко: «Это – обратная сторона меня».
В непосредственном общении Гийерм – тихий, стеснительный человек. Его смущает внимание к собственной персоне: ответы журналистам коротки и немногословны. На арене же творит бешеный поэт пространства, сумасшедший инженер, конструирующий свои чудо-машины, которые осваивает, чтобы проверить, насколько возможно перехитрить природу ему, Жоану Ле Гийерму. Раз за разом он приспосабливает свою совершенно уникальную цирковую балансировку к разным объектам. Кажется, если актер не отменяет законы гравитации, то отважно заигрывает и шалит с земным притяжением.
В цирке «Иси», цирке одного актера (хотя Гийерм бы поправил, что, да, на сцене он один, но еще на его «Секрет» работают шесть человек), на арену выходит странный человек. С угрюмой агрессией мрачный мачо приступает к дрессировке самых разных полуфантастических и уж совсем фантастических предметов. Слышится львиный рев зверя, но на арену выкатывается плюшевый треугольник. В него смело сует голову наш герой, в ответ непослушный предмет выплевывает героя на арену, правда, оставив себе на закуску рубашку незадачливого укротителя┘ Или жестяные тазы, они выкатываются на сцену и под ударами хлыста циркового агрессора вращаются сами по себе по кругу арены. Однако дрессировкой железяк дело не ограничивается – сам хозяин арены прыгает на ходу в чан, не нарушая при этом стройного ритмичного вращения жестяного хоровода┘ На глазах публики из хаоса книг Гийерм будет долго и подробно осуществлять свою расстановку в ширину и в высоту, с боков и по центру. И ни одна книжечка этого нового массива не выскользнет, и невероятная конструкция победоносно скроется с арены, направляемая артистом.
Зачем и во имя чего все эти муки с дрессировкой вещей?
Возможно, это человек с мечтой о собственном цирке, одновременно мальчишка, который словно подглядывает в щелочку шапито и воображает себя на арене, а быть может, он маленький неприметный человек, которому в цирке доверяют самое большее – подбросить мяса львам да подмести в перерыве арену┘ Он – человек цирковых кулис, сейчас преображается в героя подмостков, дает волю неукротимой фантазии, в которой море любви к манежу. Так мальчишка видит себя непобедимым грозным укротителем, а скромный слуга кулис – властным хозяином сцены. Этот театр – здесь и сейчас (так переводится «Иси»), где тебя приобщают к своевольным метафорам, к приключениям в пространстве шапито, в котором сделано все специально для этого уникального зрелища, включая даже световые аппараты, управляемые, как огромные марионетки, подвешенные под куполом.
Однако безыскусность и простота чувств в таком цирке выражаются сложнейшей техникой, требующей не только уникальных физических способностей тела, скрупулезного ежедневного труда тренировок, но и знаний инженерного дела и законов физики.
На вопрос «НГ» о том, почему он предпочел цирк театру, ведь многое из того, что говорит Гийерм о цирке, применимо к театру, французский артист отвечает: «Цирк – пространство круглое, в котором невозможно ничего спрятать. Театр и цирк – два совершенно разных подхода. К примеру, танцору важно, исполняя танец, думать, как он выглядит перед зрителем. В цирке подобное невозможно. Это обусловливает другую технику. В моих исследованиях «О точке и вокруг точки» для меня важно, когда мы рассматриваем объект, что есть то, что мы видим и не видим. Как посмотреть на вещь целиком?»
Апофеоз синтеза инженера и актера в одном лице достигается в номере, когда Гийерм строит сооружение из досок. И тут действительно можно из любой точки шапито восторгаться тем, как рискованно одна доска кладется на другую, связывается, и так слой за слоем, а актер снова и снова балансирует на этих многоярусных качелях, как существо из космоса. Хотя Гийерм видит свою цель в том, «взбаламутить, возмутить зрителя, ввергнуть в ментальный хаос», интересно, что выводит из равновесия именно тот, кто ищет это равновесие на арене.