0
4589
Газета Культура Интернет-версия

09.07.2009 00:00:00

Тесты для настоящих мужчин

Тэги: кино, прокат, альмодовар, канны


кино, прокат, альмодовар, канны Лена (Пенелопа Крус) шагнула на съемочную площадку из постели.
Кадр из фильма «Разомкнутые объятия»

Фильм «Разомкнутые объятия» участвовал в конкурсе последнего Каннского фестиваля. Несмотря на то что многие прочили ему «Золотую пальмовую ветвь», Альмодовар уехал с Лазурного берега без наград. «Разомкнутые объятия» – самый «взрослый» фильм Альмодовара.

Когда-то знаменитый кинорежиссер Матео Бланко (Луис Омар) имел все, о чем может мечтать человек, – славу, деньги и пылкую взаимную любовь. Но неожиданно возникший на дороге джип унес жизнь любимой женщины Лены (Пенелопа Крус) и зрение, а без них слава и деньги уже не имели смысла. Матео поменял имя и профессию, теперь он сценарист Гарри Кейн – Матео, как он утверждает, умер вместе с Леной. И только верная подруга Матео Джудит да ее сын Диего помнят того, страстного и талантливого Матео, вступившего в борьбу за Лену с могущественным олигархом-продюсером, ее сожителем.

Пересказать сюжет фильма Альмодовара не всегда легко. Но главное – это совсем не нужно. Как только фильм сужается до пересказа сюжета, остается лишь мелодраматический каркас, пригодный разве что для низкопробного «мыла». Но один использует каркас для «Санта-Барбары», другой наполняет его блюдом для настоящих гурманов. И для этого тоже нужна недюжинная смелость.

Ни Альмодовару, ни Крус смелости не занимать. Превратившись в седого классика, неистовый Педро не только не утратил куража, но во стократ усилил его. В первую очередь – за счет планомерной эксплуатации «мыльных» штампов и одних и тех же, уже ставших фирменными, рецептов собственной кухни. Фильм в фильме, женщины на грани нервного срыва, любовь до гроба, ревнивый любовник, неожиданное отцовство – классический набор пройдох от кино, с помощью которого легко проникнуть в сердце всякой домохозяйки. Да только Альмодовару туда не надо. Он создает из этой дребедени изысканнейшую драму о хрупкости всякого искусства, об уязвимости каждого, кто решил с ним связать свою жизнь, и об относительности любого стереотипа. Слепота, постигшая главного героя, в любом другом контексте выполнявшая бы роль слезовыжималки, у Альмодовара становится спутницей величественной трагедии, обрастая новыми смыслами и задачами.

Пенелопа Крус, которая, кажется, стала уже альмодоварским талисманом, играет здесь плохую актрису, вышедшую на съемочную площадку через постель продюсера. Матео переодевает ее то в Одри Хепберн, то в Мэрилин Монро, то заставляет разыгрывать сцены один в один «Женщины на грани нервного срыва», где Крус заменяет Кармен Мауру. Крус смело бросается в гротеск, изящно сдабривая смех большой порцией горечи и слез. Человеческие страсти и пороки, которые Альмодовар всю жизнь так пристально исследует и так умело высмеивает, на этот раз не вызывают у режиссера желания на них сконцентрироваться. Альмодовар словно вглядывается в собственные творения 25-летней давности, примеривает их на себя сегодняшнего, и трудно сказать, доволен ли.

«Разомкнутые объятия» – подведение итогов. Это не означает, что Альмодовар остановился. Просто, повзрослев, он устраивает экзамен, переаттестацию самому себе: не ослеп ли, как главный герой? «Объятия» – не только самый зрелый, но и, как ни странно, самый мужской фильм Альмодовара по части самоощущения. Всю жизнь Альмодовар в своих фильмах боролся с засильем мужского начала в жизни, преклоняясь перед прекрасной половиной человечества. Всю жизнь он доказывал: женщина красивее, умнее и благороднее мужчины. В «Разомкнутых объятиях» его феминизм если не пошатнулся, то по крайней мере перестал быть центром альмодоварского мироощущения. Здесь женщины в той же степени коварны, что и мужчины, а слепота – качество внеполовое, хотя по сюжету его обладатель именно мужчина.

«Кино должно быть закончено, даже если режиссер ослеп», – говорит главный герой, так и не закончивший свой фильм из-за гибели актрисы. И принимается за монтаж. Слепота Альмодовару не грозит – он стал зорче, спокойнее, умнее. А его смех с каждым разом становится все печальнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
717
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2452
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1644
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1269

Другие новости