Пина Бауш.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Еще вчера ее называли живой легендой...
27 июля Пина Бауш отметила бы 69-й день рождения. Она родилась в Золингине – старинном промышленном центре Рура. И в детских годах дочери владельца пивной не было ровным счетом ничего легендарного. Зато потом┘
Чего стоит простой перечень имен и названий. Учитель – создатель немецкого экспрессионистского танца Курт Йосс, альма-матер – его знаменитая Фольквангшуле в Эссене. Позже были Нью-Йорк, Джульярдская школа, Новый американский балет, Метрополитен-опера. Начала ставить будто бы только для того, чтобы придумывать себе главные роли. В 1973-м возглавила Театр танца Вупперталя, хотя вовсе не мечтала и об этом – боялась большого балета, несколько раз отказывалась. А взявшись, превратила труппу в уникальную, одну из первых в мире. Смотрите ее спектакли, они записаны. Смотрите знаменитые фильмы «И корабль плывет┘» и «Поговори с ней». Федерико Феллини и Педро Альмадовара не случайно заняли Пину в своих притчах.
Еще так недавно, сетуя на мировое засилье танцтеатра, попирающего якобы права классического балета, руководитель одного из ведущих театров с просторов бывшего СССР мог без стеснения публично заявить, что во всем виновата Пина Бауш, которая «занимается самодеятельностью» и у которой «поехала крыша». Пина Бауш и в самом деле отвечает за многое, в том числе и за то, что ксенофобии (пусть хотя бы балетной) у нас становится все меньше. На ней, и прежде всего на ней, ответственность за то, что во второй половине ХХ века современный танец разрушил кастовые границы, как бунтующие студенты 60-х разрушили засахаренные границы «приличий». Будучи, безусловно, одной из тех, кто влияет на мироощущение современников, Пина Бауш отлично понимала: высокие материи не отменяют высокого профессионализма. Лучшие ее спектакли («Кафе Мюллер», «Весна священная», «Гвоздики») стали классикой потому, что ставил их не только талантливый художник и мыслитель, но и отменный ремесленник. Еще ее можно назвать художником – в широком смысле, в каком художником можно назвать и писателя, и актера, и в буквальном смысле: ее спектакли завораживали, приковывали взгляды, в памяти всегда оставалась картинка, недаром многие выдающиеся художники, в том числе и самые радикальные, Бауш считали своей, называли среди тех, кто оказал на них влияние.
Между тем кто только за долгие годы не становился под ее знамена и не вербовал ее под свои. Модернизм, экспрессионизм, натурализм, феминизм. Но к середине 80-х ей, похоже, надоело быть зеркалом всяческих революций. И великая Пина Бауш взялась за «легкий» жанр. На смену былой тревоге, так пугавшей и завораживавшей некогда в ее пластических откровениях, пришло мудрое осознание: все суета сует, но солнце светит всем. Свои танцевальные акварели последних лет она посвящала разным городам мира – Будапешту («Страна лугов»), Рио-де-Жанейро («Agua»), Гонконгу («Мойщик окон»), Лиссабону («Мазурка Фого»). Немного летящих тканей и манящих красок. Фадо, джаз, танго. Видео и световые эффекты. Экзотика и политкорректность. Однако в программу нынешнего Международного Чеховского фестиваля Пина Бауш включила не очередной гимн очередному городу, а один из великих и легендарных своих спектаклей – «Семь смертных грехов». Она сама собиралась представить его москвичам в середине июля. Спектакль приедет, она – уже нет.