У прошедшего фестиваля был семнадцатый порядковый номер, но при этом он считался юбилейным, поскольку Актерская гильдия впервые провела собственный фестиваль двадцать лет назад и сделала это именно здесь – еще в позднесоветские годы, когда старинный волжский город донашивал псевдоним Калинин.
За отчетный период «Созвездие» знавало разные времена, меняло адреса, но несколько лет назад, по-прежнему ведомое генеральным директором Валерией Гущиной, вернулось в Тверь. Теперь фестиваль проходит под конец июня, и его начало совпадает с всенародной скорбной датой, особо значимой для города, немало пострадавшего в боях 1941-го. Так что вряд ли случайно в этом году «фильмом открытия» стала драма Веры Глаголевой «Одна война» о поднадзорной жизни пяти деревенских баб, приживших детей от оккупантов. При этом хочется думать, что тематические обстоятельства, какими бы достойными они ни были, все же не являлись главными и определяющими для жюри. А значит, просто так совпало, что судейская коллегия во главе с Эммануилом Виторганом немало призов отдала актерским работам именно в военных (точнее, тыловых) фильмах: в упомянутой «Одной войне» и «Живи и помни».
Фильм по повести Валентина Распутина был сделан Александром Прошкиным больше год назад, Дарья Мороз за главную роль в нем уже успела получить «Нику». Теперь героиню нашла еще и «цеховая» награда, у которой, может, и не такая громкая слава, но для актрисы ее ценность – уж точно не меньшая. Сергей Маковецкий, убедительно и безболезненно перешедший ролью старого деревенского свекра в новый для себя возраст, за «Живи и помни» премирован до того не был – так что приз «Созвездия» за роль второго плана у него первый.
«Одной войне» досталось еще больше наград: три от профессионального жюри и еще две от общественного. Профессионалы проголосовали за лучших дебютантов – Наталью Кудряшову и Михаила Хмурова, а режиссера Веру Глаголеву поощрили спецпризом за работу с актерами, в которой она, надо полагать, разбирается в силу хотя бы собственного актерского прошлого; общественники посчитали лучшим исполнителем главной роли Александра Балуева, а из всех дебютантов выделили Ксению Суркову.
Наконец, третьим военным триумфатором – пусть там речь о совсем других военных действиях – оказался «Тарас Бульба». Актерское жюри посчитало Олеся Сердюка лучшим эпизодником; исполнитель центровой роли Богдан Ступка судейских милостей не дождался, зато Гильдия сочла, что он достоин романтической награды «За верность актерскому братству».
Кинематограф «мирных территорий» отвоевал у «военных» всего два пункта в наградном списке, и по справедливости. Впрочем, о «мирной жизни» в обоих случаях говорить приходится с известными оговорками. Необузданными страстями – какой уж тут мир? – пылает промзона в фильме Кати Шагаловой «Однажды в провинции», где совершенно неожиданной предстала Любовь Толкалина, остро воплотившая влюбленную милиционершу в нелепых белых сапогах (приз за лучшую роль второго плана). Что уж говорить про «Анну Каренину» в интерпретации Сергея Соловьева – тут «мысль семейная» запечатлевает разлады, раздоры, разрывы до крови и до мяса; тут все лица страдательные, а самое значительное из этих лиц – трагический Каренин в исполнении Олега Янковского, получившего свою посмертную награду сколь предсказуемо, столь и справедливо.