0
1170
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2009 00:00:00

Не читки требует с актера

Тэги: театр, спектакль


Недавно сыгранная в театре «Практика» премьера спектакля «Где-то и около» по пьесе одесситки Анны Яблонской еще раз показала, что, сыгранная в режиссерской простоте, новая русская драма остается читкой, конечно, более художественной, чем традиционные читки на «Любимовке» и «Новой драме», но театром так и не становится.

Объяснения нет тому, почему режиссеры круга Театра.doc и «Практики», берущиеся ставить новые пьесы, не придумывают какого-то режиссерского решения, не прописывают их в своих спектаклях. В результате часто невозможно сказать, о чем спектакль. Тому же самому режиссеру, возьмись он за классическую пьесу, и в голову не придет поставить пьесу в ее «естестве». Такого навыдумывает, что хоть святых выноси. Иногда, конечно, безыскусность входит в режиссерскую задачу, но совсем очевидных случаев все же не так много - можно вспомнить, например, давний «Сентябрь.doc» Михаила Угарова и Елены Греминой о бесланских событиях, когда актеры, сидящие на стульях перед зрителями, просто подавали реплики – отклики двух сторон, выписанные драматургами с интернет-форумов. Там этот «простой ход» был оправдан страстностью обсуждений и ужасом произошедшего.

Режиссер Дамир Салимзянов сначала поставил «Где-то и около» в Глазове в театре «Парафраз», а уже затем, с новыми актерами, в Москве. Те, кто видел глазовский вариант, отмечают прежде всего, что он был гораздо смешнее московского. Судя по всему, на спектаклях в Глазове в зале стоял гомерический хохот, потому что и московская публика смеялась много и от души. Кстати, здесь же, в «Практике», на недавнем показе документального фильма Виталия Манского «Девственность» возник вопрос, почему публика смеялась, когда вроде бы должно быть не смешно, а страшно. Один из тех, кому фильм не понравился, предположил, что смеются, потому что видят на экране нечто неправдоподобное, надуманное. Героинь Манского, конечно, можно назвать и неправдоподобными - в том смысле, что они шаржированы, а в чистом виде, без «толщинок» - долго искать не надо. Героев Анны Яблонской ни в каком виде ни в столице, ни в провинции не найдешь: они кажутся не типажами, не образами, а какими-то без плоти и крови собраниями странных биографических подробностей, привычек и мечтаний. Закройщица Надя верит в то, что если она в брачном объявлении укажет профессию «бухгалтер», то ей повезет, графоман Миша, мечтавший работать в газете бесплатных объявлений, а работающий в газете платных, разговаривает с портретом Достоевского, алкоголик Толик, которого с двумя детьми на руках ради какого-то «олигарха» бросила жена, теперь дает объявления в газету, чтобы найти мать для своих детей. Надя при этом сначала спит с Мишей, потом с Толиком и время от времени разговаривает с Лучом, который «снаружи, а я хочу, чтобы был внутри».

Дамир Салимзянов, как написано в программке, увидел в этой пьесе «образ российской провинции – одновременно обаятельной, смешной и трагической». Кириллу Болтаеву (Миша), Олегу Комарову (Толик) и Анне Галиновой (Надя) комическая сторона их чудаковатых персонажей удается хорошо. Но ни обаяния, ни трагизма – если он и был вложен автором и прочитан режиссером - актеры не передают, работая на комизм речи (Толик разговаривает матом), ситуаций (рыжая нескладная Надя приносит в газету объявление «сексуальная блондинка желает познакомиться», Миша читает отрывок своего неталантливого романа перед портретом Достоевского) – и только. Чтобы персонажи могли стать обаятельными и трагическими, они, очевидно, должны быть из плоти и крови – иначе какое к ним может быть сострадание? Спектакль же развивается по самой легкой, с первого раза считываемой линии – в сторону комизма. На обаяние и трагизм не работают ни декорации (фотопринты городских пейзажей), ни музыка. Намек на трагизм «повседневного существования» персонажей есть в словах Миши, когда он говорит, что после смерти люди, характеризуя его, произнесут два слова - «где-то» и «около». Но этот намек повисает в воздухе, ничем не подкрепленный, не становится для режиссера ни ключом к другим персонажам, ни ключом к пьесе.

При отсутствии такого ясного режиссерского решения (понимания) новую драму спасают актеры. От Татьяны Владимировой, которая в «Соколах» Валерия Печейкина, идущих в Театре.doc играет старшую Соколову - глаз не оторвать. Анна Галинова в «Где-то и около», не впадая в излишнюю характерность, чем иногда грешат ее партнеры, замечательно играет этакую сельскую дурочку, простодушную на грани глупости. Кстати: она, как было сказано, разговаривает с неким Лучом, которого бодрым голосом озвучивает Сергей Фишер. Но что или кто такой этот Луч? Внутренний голос? Видения? Режиссер это должен понимать (за ним следом поймет и зритель. Но, как говорится, не дает ответа. В общем, так и хочется сказать – хорошие актрисы у вас уже есть, дело за малым. Благо за примерами далеко ходить не нужно: в поставленной не так давно в этом же театре «Парикмахерше» Инга Оболдина в главной роли и режиссерское решение – счастливо встретились и вместе пришли к успеху.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1351
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1637
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1688
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1320

Другие новости