0
2651
Газета Культура Интернет-версия

25.06.2009 00:00:00

Джеймс Тьере: "Мне интересен риск"

Тэги: театр, цирк, чаплин


театр, цирк, чаплин Сцена из спектакля «До свидания, зонтик!».
Фото с официального сайта Чеховского фестиваля

Джеймс Тьере – французский актер и режиссер, внук Чарли Чаплина, сын Виктории Чаплин и Жана-Батиста Тьере. Вся семья приехала на Театральный фестиваль им. А.П.Чехова. Родители показали спектакль «Невидимый цирк», а дети - два своих, независимых друг от друга: сын Джеймс – «До свидания, зонтик!», а дочь Аурелия – «Ораторию Аурелии». Семья готова отвечать на любые вопросы журналистов, за исключением одного. За вопрос о дедушке Чарли могут если не прибить, то подумать об этом. Поэтому разговор с Джеймсом Тьере в отеле «Гранд Мариотт» на Тверской корреспондент «НГ» начинает с вопроса об отце.

– Ваш отец, принадлежащий поколению 60-х, верил в формулу «искусство для народа», он ушел из театра в цирк, а вы верите в эту формулу, уйдя из цирка в театр?

– Мой отец переживал разные периоды: в 60-е был политически активен, в 80–90-е, напротив, совершенно аполитичен. Если не подразумевать в этой формуле политическую ангажированность, то в моем театре есть место самому разному зрителю: и рабочему человеку, и какому-нибудь функционеру.

– Такой тип театра, который показываете вы, у нас в России почти не существует.

– Разве нет традиции визуального театра?

– Традиция есть, но убедительно в этом направлении работают считаные единицы. Есть увлечение демонстрацией образов, но зачастую нет содержания.

– Вы хотите сказать, что эстетическое более выражено, чем содержательная сторона?

– Я не рискну это назвать «эстетическим». Знаете, в тех случаях, о которых я говорю, убивает произвол, с которым зачастую молодая режиссура увлекается демонстрацией необязательных картинок. А вы как решаете вопрос свободы и ответственности при постановке спектакля?

– Конечно, надо уметь себя контролировать в процессе работы. Для меня фактором, ограничивающим собственную фантазию, является портал сцены. Но я подумываю вообще написать пьесу, сделать остановку в таком вот типе театра, который дает волю бессознательному.

– В спектакле вы используете элементы цирка, вы сами с детства цирковой актер. Если с четырех лет выходишь на арену – не надоедает?

– Из цирка я ушел.

– Но элементы цирка используете. Структура цирка – номер, структура театра – процесс. Как вы преодолеваете номерную структуру цирка?

– Действительно, в основе циркового представления номер, трюк. В основе же моей работы – выражение чувств. Я ставлю о своих мечтах, боли, любви и потерях.

– Если любовь, то потери неизбежны.

– Да, да (смеется).

– Вам необходимы элементы цирка для придания спектаклю большего чувство риска?

– В тех элементах, что от цирка, физическое тело создает иное напряжение, чем в обычном театре. Конечно, возникает иная, дополнительная, особая динамика.

– Такие представления, которые создаете вы, можно возить годами в турне и не ставить новых. Ваши родители за 30 лет поставили три представления, а вы за десять лет четыре. Что заставляет вас идти на риск и ставить новые спектакли?

– Мне как раз интересен риск. Я впадаю в тревожное состояние, когда пребываю в неподвижности. А еще у меня чувство, что я обязан публике: я должен совершенствовать язык, на котором с ней разговариваю. Но театр ведь и является местом поиска, где задаются вопросы и где человечество выражает свои тревоги о собственном понимании мира. Глупо сказал?

– Что вы, напротив. Не зная вашей биографии, можно догадаться, что спектакль поставил человек, который знает жизнь кулис с детства...

– Да, я обожаю театральные механизмы, старые технические прибамбасы. Я, можно сказать, сам по себе технический директор. Я считаю, что магия не только в том, что выражается предметами, но и в механике, в том, как она устроена на сцене. Вся сущность творческая в этом и состоит. В конце спектакля, когда мы ставим шапито, в течение четырех минут можно сказать, что происходит: мы ставим столбы, натягиваем паруса. Я не был уверен, что подобное заинтересует публику, но все-таки хотел это сделать. В детстве я все это переживал, настолько всегда меня зачаровывала чисто рабочая сторона. Как физически, технически монтируется шапито, под крышей которого будет проходить представление. Вот-вот – и сейчас начнет существовать совсем другой, остраненный мир. Мне интересно, как все это сочетается: механика, строительство того мира, который обслуживает идею, воображение, мысль, желание.

– Вы с детства знали, что фокус не чудо, а обман. Не было ли у вас разочарования в том, что называется театральным чудом?

– Но ведь чудо случается в голове зрителей. Конечно, я очень быстро понял, когда был малышом, что такое трюк и фокус. Отец показал, как все эти трюки делаются. Он специально мне все объяснил. Зритель сам наполняет, созидает иллюзии в театре, ведь в театре прекрасно понимаешь, что где-то спрятан люк, где-то еще что-то, но именно в театре идут сеансы коллективного гипноза, заполнение пустых клеточек, пустого пространства.

– Просто трактат поэта театра!

– В Москве я специально строил декорации, аутентичные стены и кладку сцены Малого театра открыл. Это доказательство того, что само по себе данное место является субъектом поэзии.

– Вы всегда предпочитаете работать в интернациональной команде?

– (Держит паузу┘) Питер Брук сказал в свое время, что он предпочитает этот путь, поскольку актерам, говорящим на разных языках, труднее между собой договориться. Я хотел практически сказать тоже самое (смеется). Макиавелли говорил: «Разделяй и властвуй». Есть продолжение моего желания соединить в труппе очень разных и контрастных персонажей. Если бы у меня было пять красок, как у художника, мне бы хотелось все сделать ярким, интенсивным.

– Мне показалось, что в спектакле присутствует что-то и от commedia dell’ arte. Вы Пьеро, который ищет свою Коломбину. Магнус Жакоб – Арлекин.

– Забавно┘ Правда, когда нас с сестрой воспитывали в цирке родители, мой отец не мог терпеть commedia dell’ arte. И нам никогда не доводилось смотреть спектакли, поставленные в этой традиции. Но такая уж у нас семья, что даже когда мы сильно что-то ненавидим, как вдруг мой отец театр возненавидел, commedia dell’ arte, конечно, во всей этой ненависти есть очень сильное внимание к объекту нелюбви. (Елена Наумова вставляет в разговор: «Он ведь и Мольера терпеть не может».) Да. Отец очень любит ненавидеть. Но все такие семьи пропитаны историей культуры. Я абсолютно сознательно опираюсь на любые театральные течения, включая даже мюзик-холл. Я ничего не придумываю: использую, впитываю из земли все ее соки и влияния. Делаю это как животное, инстинктивно исполняя свои генетические коды. Это не мыслительный процесс. Вот почему мне хочется, чтобы мой мозг поработал бы сейчас. Меня слишком влекло бессознательное, все 35 лет.

– Вы не любите реализм?

– Люблю. Я считаю, что реальность абсолютно сюрреалистична. Россия более почвенная, более привязанная к земле, ее серьезно притягивает земля. России хочется оторваться от этого притяжения, а на Западе, может быть, наоборот. Вот почему репутация у русской публики, что она жадная до театра, рвется в другой мир. Вы сказали, что мы на Западе больше привязаны к бессознательному, я не уверен. Напротив, Запад все стремится рационально объяснить.

– В том числе подсознание...

– А Достоевский, а Гоголь. У Чехова все куда-то стремятся уехать...

– Но не во сне.

– Мне кажется, на формирование личности русских влияют эти огромные расстояния. Во Франции все как в деревне, это чувствуется и в литературе.

– Вы практически повторили философа Ильина: это не мы завоевали пространства, а пространства завоевали нас.

– Вот почему швейцарцы такие спокойные люди (смеется). Они чувствуют стены вокруг. Но и это позволило европейской культуре стать такой интенсивной, плотной, но немного повернутой к своему собственному пупку. Французы повернуты на себя. Французы не слишком открыты к миру. Время от времени русские приезжают в театр «Одеон», и это очень сильно влияет на нас. Игра артистов мощная. Как будто они на своих плечах несут всю страну.

– У таких спектаклей, как ваш, существует большое искушение встроиться в шоу-бизнес. Искушали вас шоу-бизнесом?

– Да, конечно.

– А какие были предложения, если не секрет?

– Предлагали играть на Бродвее и долго. Конечно, были предложения от Цирка du Soleil. Они, как только видят что-то интересное, сразу цепляются. Но в любом случае, я очень легко отказываюсь. Если я играю три недели свой спектакль, то через три недели умираю от усталости. Потом мне нравится работать с той командой, с которой я работаю.

– На Фестивале имени Чехова показаны три спектакля: один – ваших родителей, другой – вашей сестры, третий – ваш. Так часто случается с семьей?

– Нет. Такой конфигурации с нами вообще не случалось. Мы каждый гастролируем себе спокойненько. И в целом мы избегали таких встреч, считали, что это слишком много для одной семьи – быть всем вместе на одном фестивале. Мы боялись. Но удивительным образом (смеется) сюрприз оказался приятным. Нам вдруг оказалось хорошо всем вместе соединиться в одном месте. Похоже, зрителю мы не прискучили. Но это еще, если хотите, связано с нашей творческой требовательностью. Существовала опасность, что все смешается. Искренне говоря, мы довольны, приятно удивлены. Мы так творчески близки, это всегда непросто – семья. В Москве мы работаем в трех разных театрах. Все нормально. У нас у каждого залы наполнены: вот если бы публики было у кого-то меньше, у кого-то больше, то у нас началась бы семейная война (смеется).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дели вновь пытается стать посредником по Украине

Дели вновь пытается стать посредником по Украине

Владимир Скосырев

Москва одобряет участие Индии, Китая и Бразилии в поисках мира

0
930
Белгородские чиновники и судьи действуют по плану «Русагро»?

Белгородские чиновники и судьи действуют по плану «Русагро»?

Виктор Беляев

Появившиеся в СМИ документы проливают новый свет на попытки поглощения «Агро-Белогорья»

0
589
Антимигрантские инициативы непригодны к применению

Антимигрантские инициативы непригодны к применению

Екатерина Трифонова

Уголовная ответственность за пособничество нелегальным переселенцам уже установлена

0
1210
Общая сумма штрафов иноагентов за немаркировку контента, достигла 1 млрд руб.,

Общая сумма штрафов иноагентов за немаркировку контента, достигла 1 млрд руб.,

0
632

Другие новости