Отгремели, хотя нет, скорее – отговорили первые фестивальные показы на 31-м ММКФ. Кризис фестиваля не обошел, из программы, например, исчезли «Российские дебюты». Но все же нет тут недостатка в киноудовольствиях.
Речь даже не о программах «Восемь с половиной фильмов» и «Московская эйфория», предлагающих зрителю вернуться немного назад – в прошлое других фестивалей, в Берлин и в Канны, чтобы оценить и самому рассудить, кто прав, а кто не очень, осуждая Ларса фон Триера с его треклятым «Антихристом», но бравурно (и вполне заслуженно) отмеривая хорошую толику похвалы одияровскому тюремному «Пророку». Решить для себя, наконец, талантлива ли по-настоящему Энн Хатауэй, не досталось же ей ни «Оскара», ни «Золотого глобуса» за сложную и проблемную, в общем-то, драму «Рейчел выходит замуж». Посмотреть, какие па выделывает на экране целый полк замечательных актеров – от Джулианы Мур и Вайноны Райдер до Киану Ривза и Робин Райт Пенн, встретившихся на съемочной площадке фильма «Частная жизнь Пиппы Ли».
Речь об одной из самых насыщенных программ кинофестиваля – «Гала-премьеры», куда наряду с фильмом «Белая лента» Михаэля Ханеке, завоевавшим «Золотую пальмовую ветвь» на минувшем Каннском фестивале, вошли и другие запоминающиеся киноленты. Также призоносная спорт-комедия Кена Лоуча «В поисках Эрика». Костюмная драма «Дорогуша» Стивена Фрирза о стареющей куртизанке в исполнении Мишель Пфайффер и полудокументальное кинорассуждение «Батори» Юрая Якубиско на тему «А кем была на самом деле графиня Элизабет Батори?», чья мифической жестокости биография не дает покоя ни режиссерам высокого полета, ни порнографам. «Кадиллак рекордс» Дарнелла Мартина, ретро-драма о звукозаписывающей компании, которая открыла миру рок-н-ролл, а заодно в 2009 году привела на 31-й ММКФ исполнителя главной роли – Эдриана Броуди, человека неизбывного таланта и обаятельнейшей улыбки, любящего на пресс-конференциях и в интервью с явным удовольствием поразмышлять о психологических техниках погружения в образ и с неявным замешательством – о современном русском кинематографе, вспоминая Станиславского. «Клиентка французского жиголо» Жозиан Баласко – комедийно-горьковатый экскурс в проблемы одинокой 50-летней, неудачно побывавшей замужем парижанки, которая пристрастилась к услугам мальчиков по вызову.
С обоймой «неоднозначного» кино выступает конкурсная программа «Перспективы». Тут попытались собрать «дебютные картины перспективных кинематографистов из разных стран, а также картины, чей художественный язык открывает новые горизонты кинематографа». Судят этот конкурс актриса Алена Бабенко, англо-американский режиссер и продюсер Майкл Кейтон-Джонс под председательством австрийского режиссера Роберта Дорнхельма. На вопрос о критериях будущего судейства разномастное жюри и отвечает вразнобой. Председатель ждет искренности, Клейтон-Джонс – оригинальности, а Бабенко просто собирается «доверять сердцу». Что ж, посмотрим. Судя по тому, что уже показали журналистам – анимационный фильм японско-канадско-русского производства «Первый отряд», – судейство будет непростым. Даже в этом конкретном случае возникает много спорных вопросов и много «но». С одной стороны, это единственная мультипликационная работа в программе «Перспективы», и неоднородность отборочных критериев – налицо. Остается уповать на оригинальный киноязык. Ну да, он, конечно, оригинален. Мистическая повесть о том, что Вторую мировую войну помог русским выиграть специальный отряд советской разведки – отряд пионеров-оккультистов, она патриотична и оригинальна уже на уровне текста, содержит отсылки к Осеевой и Гайдару. Оригинальна и попытка совместить традиционную технику японского аниме, плакатную традицию соц-арта, русскую рисованную мультипликацию образца середины XX века и даже псевдодокументалистику, прерывая рисованное повествование киновставками – интервью ветеранов, психиатров, историков, и при этом оставаясь на позициях аниме-жанра. Получается очень много оригинальностей на квадратный миллиметр.
В основной конкурсной программе тоже высвечиваются забавности. Даже потешки – фильм Кристофа Шауба «С новым годом» потешил. Тем, что в арт-хаус не лезет. Не лезет нарочито-намеренно, оставаясь на позиции сказочника-кукольника, который пожелал новогоднюю сказку порассказать. И рассказывает. И приятно. Еще и табу нарушает с обычной легкостью швейцарца, расплевываясь с забияками, норовящими упрекнуть в недостаточной серьезности. Серьезности-то ее в фильме достаточно. А как иначе? Иначе не получится, ведь в фокус все время попадают обрывки разных людских (пере-)мечтаний, перемешиваются они друг с другом в новогодний сочельник. Чем не швейцарская «Ирония судьбы»?
Хотя в целом о конкурсе, конечно, говорить пока рано. Все-таки только два дня прошло.