В третий раз в рамках конкурса стрелку забили хореографы. Из двух десятков участников по одному представителю Азербайджана, Болгарии, Украины и Японии погоды не делали. Наши перетирали с нашими. Но после 2005-го, когда жюри так и не нашло претендентов на призовые места, прогресс налицо. Если считать основанием относительную внятность замысла и отсутствие пошлости, то с присуждением первой премии петербуржцу Юрию Смекалову, второй – Снежане Здор (Красноярск), а третьей – Ксении Ойвенталь (СЗАО г. Москвы) можно согласиться. Хотя их «Расставание», «Ожидание» и «Отражение» легко меняются местами.
Но главное-то у нас – классика. И что приятно – знамя классического балета в крепких руках. Эти длинные руки дотянулись с Дальнего Востока. Уровню гостей из Японии, Китая и Южной Кореи подавляющему числу конкурсантов остается завидовать. Они не забывают, а мы любим напомнить, что основы классического балета в этих странах закладывали русские. Они неустанно развивают традицию, мы же не устаем ею гордиться. Но как ни силься сохранить покровительственное отношение к «неофитам», представители дальневосточного региона сплошь и рядом дают фору «учителям» как в технике, так и в актерской выразительности. Формально в Москве их как будто не обидели. Но, учитывая общий уровень участников, оценки беспардонно занизили. Не допустив до 3-го тура многих, кто по праву мог бы претендовать на медали, жюри не постеснялось вручить дипломы Оно Рейка (Япония) и Чой Жи Йонг (Корея), уравняв готовых балерин с если и обещающим многое, то лишь в отдаленном будущем, Дмитрием Бяковым (Россия) или итальянцем Еугенио Леперой, ничего, как и трое не дошедших до 3-го тура его однокашников по Национальной академии танца в Риме, не обещающим и пропущенным в финал, очевидно, чтобы уважить члена жюри и ректора римской академии Маргериту Париллу. Бронзу получил Окава Койя (Япония), серебро – Ким Ки Мин, Ким Ли-Хве, Дон Хун-Ли (Корея), Синь Лянь (Китай), Косуке Окумура (Япония). Стильной, красивой и техничной китаянке Гуан Вентинь подфартило – в дуэтной номинации старшей группы на первое место из наших никого не нашлось, и она оказалась единственной иностранкой, кому уступили золотую медаль. Канеко Фуми из Японии повезло меньше. В дуэтах младшей группы ей выпало быть конкуренткой теперь уже артистки Большого театра Анжелины Воронцовой. Обладательница золотой медали, ангельской внешности и приличной техники, восемнадцатилетняя Анжелина пока выглядит все же не слишком уверенно рядом с царственной и безупречной ровесницей из Японии, удовольствовавшейся серебром. Между тем Канеко Фуми завоевала не одно золото, в том числе в Варне, и за судьбу балерины такого класса можно не беспокоиться.
Чего не скажешь о репутации московского конкурса. Если Владимир Шкляров и Дмитрий Загребин золото вполне заслужили, то Мария Семеняченко, Андрей Писарев (первые премии), Дарья Хохлова, Нина Гольская, Оксана Бондарева (вторые премии) получили свое в лучшем случае авансом. Можно только гадать и о причинах, заставивших жюри присудить золотую медаль студентке 2-го курса Московской академии Анастасии Соболевой. Даже в концерте лауреатов «победительницу» рискнули выпустить лишь в первом отделении, а не в заключительном - вместе со всеми первачами. И вовсе уж казус вышел с американками Ханой Шиллер и Эмили Кадов. Не обладая ни выраженной индивидуальностью, ни чистотой танца, ни обаянием, они старательно отрабатывали природный апломб и мечтали, как уверяют посвященные, пройти хотя бы два тура. А получили серебро. Спасибо, что не Grand-Prix (10 тысяч их денег нашей стране сэкономили, решив не присуждать главный приз никому).
Как ни старалась корреспондент НГ на заключительной пресс-конференции при красноречивом отсутствии Юрия Григоровича добиться от его коллег обоснования решений, члены жюри в очередной раз продемонстрировали блестящее умение отделываться общими фразами. Уверяя, что руководствовались исключительно профессиональными критериями, они категорически не желали применительно к конкретным конкурсантам эти самые критерии раскрывать, как будто стеснялись собственного вердикта. Если так дальше пойдет, то в лихую годину какого-нибудь грядущего кризиса на конкурс уже не понадобятся большие средства. В Москву просто никто не приедет. Разве что члены жюри – кушать-то всякому хочется.