Наверняка найдутся те, у кого явление очередной американской комедии на российском широком экране вызовет кривую усмешку, а то и кисловатый слюноток, как от недозревшего фрукта, – оскомину. И правда - есть чего опасаться. Сценарист у «Предложения» (Пит Чиарелли) не бог весть какой известный и уж точно не прихвастнет внушительным послужным списком. Прихвастнет списком режиссер (Энн Флетчер), но скорее как актриса, режиссером стала она сравнительно недавно – три фильма всего за спиной. Романтический дуэт выходит странный: герой-любовник – счастливый супруг Скарлетт Йоханссон, взращенный сериалами обладатель одного из самых почитаемых девушками голливудских торсов – Райан Рейнольдс, 32 лет, и Сандра Буллок – интересная актриса далеко не всегда интересных ролей, 44 лет. Настораживает не возрастная разница, она как раз вполне себя оправдывает в истории про женщину-босса, от безысходности решившую сделать брачное предложение своему офисному мальчику для битья. Настораживает больше реклама, швыряющая себя в глаза с почти каждой городской тумбы. Хотя, подумать если, у рекламщиков свои задачи, и здесь маркетологи сработали на славу: на плакате коленопреклоненная Буллок протягивает Рейнольдсу обручальное колечко, вот вам и интрига.
Интригу закручивают дальше. Зритель, приготовивший себя к сентиментальному созерцанию очередной буллоковатой милашки с глазами олененка, жестоко обманется. Энн Флетчер застенчивые мятущиеся милашки не интересны. Она играет в пародию, вспоминает «Дьявол носит Prada» с Мерил Стрип и «Шопоголик» с Кристин Скотт Томас, создает свой образ глянцевой мегеры. Ее стервозная дамочка третирует крупное книжное издательство. Как водится, она обладает железной деловой хваткой, стройной холеной фигурой, вызывает неприязненное уважение. От двух предыдущих отличается, пожалуй, тем, что мегера тут выпячена на первый план, зрителю с такой Буллок придется жить до конца фильма, а профнепригодность конкретного сотрудника – на второй, в сущности, нет в фильме надобности проверять кого-то на профнепригодность. Берут шире и круче, проверяют на качество «человекозамес», не на просроченных ли дрожжах, вдосталь ли сдобы и не слишком ли ее там много. Все эти проверки на качество человеческого материала – дело не такое уж необычное для комедийного жанра. Именно они позволяют вытащить наружу множество слабостей, недостатков и просто нехороших привычек, над которыми легко посмеяться в кинозале, спроецировав на себя или на соседа по креслу. Они же позволяют и внести трагедийную ложку дегтя в общее пустосмешие, чтобы оно наконец приобрело полноту и весомость. Но тут речь идет уже о социальных комедийных препонах, о них копья свои ломают обычно режиссеры-европейцы.
Хотя, посмотрев с пристрастием, что нам мешает и «Предложению» приписать такую социальность? Наряду с проблемой неуставных отношений на рабочем месте, которая, в общем-то, - совсем на поверхности и совсем не на первом плане, наряду с проблемами семейными, которые чуть поглубже и явно значимей, в фильме есть совсем уже интересные коллизии: тихое американское брюзжание по поводу канадцев. По сценарию главная героиня – канадка (а исполнитель главной мужской роли, кстати, и в самом деле канадец). Тема сдержанного отношения американцев к канадцам время от времени всплывает в разных кинопродуктах. Канадка-то в фильме вскарабкалась по американской карьерной лестнице до немыслимых высот, в подчинении у нее американцы. Зрителя вводят в ситуацию, когда брюзжание подчиненных уже переросло в довольно громкий ропот явно враждебного характера, и, вполне возможно, дело не только в дрянном начальнике. Но тонкости американо-канадских отношений – это так, можно сказать, бесплатный довесок. В конце концов, «Предложение» вряд ли рассчитано на околополитическую рефлексию. Вполне достаточно уже и того, что сценарист и режиссер, не чураясь расхожей романтики, вдумчиво работают с принятыми в комедийном жанре штампами и выворачивают затертости смехом наружу. Так, что на выходе нет ощущения, будто тебя надули, будто принимают за идиота, которому пальчик покажи, и засмеется.