Нынешний конкурс, хоть и 11-й, но все же юбилейный. 40 лет назад состоялся 1-й Международный конкурс артистов балета в Москве – событие для нашей страны тогда почти немыслимое. Сегодня в исполнительском конкурсе (с 2001 года в программу включен еще и конкурс хореографов, речь о котором впереди) 121 участник: помимо многочисленной российской команды – представители Азербайджана, Белоруссии, Бразилии, Венесуэлы, Италии, Казахстана, Канады, Китая, Киргизии, Кореи, Молдавии, Польши, Португалии, США, Узбекистана, Украины, Филиппин, Японии. Ни французов, ни датчан, ни британцев среди конкурсантов по-прежнему нет.
Конкурс быстро получил имперский статус, а с ним – размах и помпезность. Но что, в самом деле, дурного было в том, когда в радостном возбуждении к Большому театру в дни конкурса валом валил народ, надеясь раздобыть хоть какой-нибудь входной, и в шестиярусном зале яблоку негде было упасть? Мы помним. Мы привыкли – и мучает ностальгия. Вот перестали подобные акции быть форпостом отдельно взятой страны перед лицом враждебного мира, и что-то исчезло. Церемония открытия нынешнего конкурса прошла при незаполненном зале, и самым ярким впечатлением вечера были минуты былого триумфа: на громадном экране, сменяя друг друга в прыжках, арабесках и фуэте, возникали те, кто гордился некогда честью участвовать в конкурсе и чьим участием конкурс будет гордиться до веку. Сабирова, Барышников, Барт, Павлова, Писарев, Малахов, Перкун-Бибизиче.
Хотя кризис в последнюю минуту вынудил-таки существенно урезать премии (Grand Prix вместо обещанных 15 тыс. долл. составит 10, «золото» принесет 7 тыс. вместо 10 и т.д.), юбилейный конкурс постарались обставить красиво: посвятили великой Марине Семеновой, пригласили в жюри во главе с бессменным Юрием Григоровичем 15 уважаемых персон мирового балета, в том числе непревзойденных некогда танцовщиков – аргентинца Хулио Бокка и француза Шарля Жюда. И все бы хорошо. Да не хорошо.
В самое первое утро, как только раскрылся занавес и медоточивый баритон за сценой принялся объявлять номера, в зале уже не могли сдержать смеха. Допустим, что культура в театрах, которые сочли престижным направить в Москву своих конкурсантов, невысока. Допустим, что, не имея понятия об истинном авторстве знаменитых балетов, вставных номеров и вариаций, там, почти как у Гоголя, лепили нос Горского к губам Вагановой, прокатывая под универсальным брендом «Петипа» этих двоих, а заодно Коралли, Сен-Леона, Льва Иванова, Вайнонена, Григоровича. Допустим, что все это объяснимо и можно было простить гостям. Но куда наши глядели? Куда глядел отнюдь не малочисленный оргкомитет? Стыдно же, ей-богу! Чего стоят истовые клятвы в верности классике, если никто не постеснялся выставить эту самую классику на смех? Как же не смешно, когда представленные подряд (в обязательной программе это дело обычное) четыре одинаковые вариации из «Дон Кихота», «Корсара» или «Жизели», оказывается, сочинены четырьмя разными хореографами? И это на каждом шагу! Когда Мариусу Петипа, в чьих спектаклях мужчины практически не танцевали, служа лишь для того, чтобы выгодно подать балерину, ничтоже сумняшеся приписывают виртуозные инновации, которыми мировой балет обязан Вахтангу Чабукиани, Петру Гусеву или, скажем, Алексею Ермолаеву.
А ведь требовался всего-то один крепкий профессионал, который за час вычистил бы эти авгиевы конюшни. Но бороться за чистоту классики, конечно, приятнее и куда безответственнее, чем выгребать грязь.
Между тем конкурс в разгаре. Сейчас уже ясно, что младшая группа в целом сильнее и интереснее старшей. Не напрасно так присматривались к юным дарованиям некоторые члены жюри, возглавляющие собственные труппы. Не удивлюсь, если очень скоро мы увидим среди их новичков знакомые фамилии. Так, Шарль Жюд, худрук балета и директор Оперы в Бордо, прямо признался: мы приехали за талантами (своих, замечу, на конкурс при этом не привез).
В младшей группе есть очевидные лидеры. Имена иностранцев из суеверия и опыта прошлых лет судейства пока не назову. Что до российских «детей», то, к примеру, еще перед началом соревнований ходили упорные слухи: чуть ли не известна уже будущая обладательница высшей премии. Ею, уверяли кулуарные завсегдатаи, станет Анжелина Воронцова. Отучившись в Воронежском хореографическом, выпускной год она провела в Московской академии, и, если судить по состоявшимся недавно экзаменам, едва ли кто из однокашников Анжелины достоин развязать ленточки на ее пуантах. Но где экзамен, а где конкурс┘ Время покажет, кто чего стоит. Итоги подведут 19 июня.