Колонный зал Дома союзов распахнул двери для Четвертого фестиваля симфонических оркестров мира. Открылся форум двумя концертами Национального оркестра Капитолия Тулузы, закрытие пройдет традиционно 12 июня (фестиваль посвящен государственному празднику), в этом году честь финального аккорда отдана Российскому национальному оркестру.
Оркестр Капитолия Тулузы прославился во времена дирижера Мишеля Плассона – он три десятилетия возглавлял коллектив и за это время выбил из местных властей новый зал на 2500 мест (в бывшем здании Зернового рынка), объездил весь мир, осуществил серию записей, получил несколько солидных наград и премий, наконец, добился присвоения оркестру статуса Национального. Сегодня главный дирижер оркестра – наш соотечественник Туган Сохиев, один из последних и очень талантливых учеников Ильи Мусина. Казалось бы, уже этот факт должен вызвать интерес соотечественников. Однако в зале не было многолюдно и особого ажиотажа вокруг открытия не наблюдалось. Наметанный глаз то и дело выхватывает среди публики «филармонических бабушек» (специальная когорта слушателей – ими, как правило, забивают полупустой зал). Организаторы фестиваля, очевидно, не стремятся к стопроцентным продажам, особой PR-кампании не проводят. Оно и понятно: когда все оплачено, выручка не играет первостепенной роли.
Французский оркестр под управлением нашего дирижера подготовил программу русской музыки: открыла вечер «Праздничная увертюра» Шостаковича, продолжили его Сюита из «Пульчинеллы» Стравинского и «Симфонические танцы» Рахманинова. Тон был задан боевой: увертюра прошла буквально на одном дыхании, выдавая тесный контакт и хорошее взаимопонимание музыкантов и дирижера. Последняя мысль, кстати, подтвердилась в заключение концерта: весь оркестр очень бурно приветствовал своего руководителя – не только традиционными жестами (взмахи смычков или легкие хлопки по корпусу инструмента), но самыми настоящими аплодисментами. «Симфонические танцы», если не вдаваться в детали, технически были исполнены на должном уровне, прозвучали с присущими Рахманинову драматизмом, меланхоликой и экспрессией. Общее впечатление крепкого коллектива омрачила «Пульчинелла». Для партитуры Стравинского, состоящей из бисерных нитей, где мощное тутти гораздо менее важно, чем прозрачное пиано, точность и слаженность ансамблей солистов и групп, этот оркестр еще, к сожалению, не готов.
Самые яркие из грядущих концертов фестиваля – выступления Будапештского Фестивального оркестра с сочинениями Дворжака, Кодаи и Бартока (сегодня) и Симфонического оркестра Западногерманского радио с музыкой соответственно немецкой – симфониями Шумана и Рихарда Штрауса (6 июня). Первый коллектив знаменит тем, что вошел в десятку лучших оркестров в рейтинге британского журнала «Граммофон» (три российских оркестра – в двадцатке сильнейших); второй привлекает фамилией дирижера: наш соотечественник Семен Бычков уже более десяти лет возглавляет коллектив из Кельна, очень славится в Европе, но на родине выступает крайне редко. Среди российских провинциальных оркестров, традиционно принимающих участие в фестивале, в этом году представлен Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева с сочинениями Чайковского и Мусоргского (9 июня).