0
960
Газета Культура Интернет-версия

28.05.2009 00:00:00

Американские горки с воздушными шариками

Тэги: премьера, мульфильм


премьера, мульфильм Новая жизнь господина Фредриксена.
Кадр из фильма «Вверх»

Мультфильм «Вверх», в отличие от мультипликационных собратьев, задолго до межнационального прокатного старта получил хороший рекламный подарок. Как-никак первый раз кинофестиваль в Каннах открывался мультипликационной работой, что само по себе, может быть, и не так удивительно – фильм открытия всегда задает необычный старт фестивалю.

Это – или особый стеб, как в случае с «Кодом да Винчи», или особый режиссерский ход, уводящий конкретного режиссера от своего собственного творчества, как в случае с «Моими черничными ночами». Сейчас мультфильм. Не мультфильм признанного анимационного мэтра (так в программу прошлого Венецианского кинофестиваля вошла лента Хаяо Миядзаки), ничуть нет, более того, фильмом открытия выбрали очередное детище Уолта Диснея, кому не раз вменялись в вину коммерческие спекуляции на детском восприятии и даже лубочный «упростизм».

Фильм рисовался на одной из шести самых выдающихся анимационных студий мира – на студии «Пиксар» (сейчас принадлежит Диснею). И лишь она напрямую специализируется на объемной трехмерной графике. Ее усилиями на экране ожили герои многим полюбившегося «Рататуя» или «ВАЛЛ-И», и не только они. В Каннах «Вверх» показывали, предварительно раздав специальные очки со стереоэффектом, – с их помощью трехмерная графика обретает весомость, вызывает ощущение реальности, происходящее на экране становится объемным и живым. И, как говорят очевидцы, эта живость в десятом пиксаровском мультфильме принимает качественно иной, отличный от предшественников размах благодаря новому качеству трехмерной графики.

Хорошо, но в Москве наряду с 3-d-прокатом фильм выпускают и в обычном режиме, без специальных окуляров. Что тогда? Тогда наполненный пульсирующим действием сюжет, как на американских горках, ежеминутно бросающий зрителя из одной катастрофы-погони в другую, отступит на второй план. На первом останется трогательная история почти 80-летнего старика Карла Фредриксена, прожившего свою жизнь с любимой женой в общих мечтах о путешествии в Южную Америку. Всю свою жизнь он продавал воздушные шарики – как крохотный символ большого приключения. Эта преамбула, уместившая все 78 лет из жизни господина Фредриксена в первые 20 минут фильма, чрезвычайно важна. Не только с точки зрения композиционной целостности. Гораздо важнее, что она дает возможность поговорить о вещах злободневных, они зачастили в повседневную жизнь и от этого стали неприметнее, но не исчезли. Непривычно серьезным тоном (в нем нет назидательности) режиссеры Пит Доктер и Боб Петерсон говорят о старости, ее слабости и беззащитности перед лицом вроде бы сверхправового американского общества. И Фредриксен не в Южную Америку улетает, привязав тысячи шаров к своему домику, скорее, он бежит от общества, которое готово его упрятать в дом для престарелых, списав, как ненужный металлолом. Тут удивляет несвойственное умилительным американским киношкам отсутствие политкорректности, довольно неприкрыто высмеивается социальный механизм. Ирония и самоирония удачно переплетаются и в образе главного героя, который, улетая в домике, нечаянно прихватил с собой мальчишку-скаута, не вовремя забравшегося на крыльцо, чтобы оказать посильную помощь старому человеку. Что ж, налицо назревающий конфликт поколений, и об этом режиссеры не преминут поговорить. Фильм вообще как-то удивительно культурологически подкован. Там уйма разных отсылок.

Летающий на шариках домик напоминает о путешествии девочки Дороти (у Александра Волкова она стала Элли) в волшебную страну. Эта эпопея волшебных приключений, выписанная Фрэнком Баумом, известна каждому американскому ребенку. И русскому тоже – благодаря волковскому пересказу. История знакомства Карла Фредриксена с будущей женой очень напоминает переиначенный «Мост в Терабитию» – повесть для детей, которая, между прочим, до сих пор входит в десятку самых пронзительных и вызывающих на откровенность произведений.

Так что сюжетные американские горки, ведущие «Вверх», неплохо оснащены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1930
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3952
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2987
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2448

Другие новости