Как на кладбище...
Фото с сайта ММСИ
Московский музей современного искусства совместно с галереей RuArts, давно работающей с Петром Аксеновым, в здании на Гоголевском бульваре открыли его первую музейную выставку Dead Brand.
Мертвые бренды – переведем на русский название выставки – это похоронная история об известных марках, рассказанная языком гламура. В предложенный Аксеновым модельный ряд вписались Valentino, Tiffany & Co, D&G – то есть все самые-самые. Что до модельного ряда гробниц, то их художник, если можно так сказать, подсмотрел на парижском кладбище Пер-Лашез, а также на не менее, скажем так, брендовом и модном (если такое определение подходит к местам такого рода) венецианском Сан-Микеле, а также и в Москве – на Донском и Ваганьковском кладбищах. Невеселые холсты в экспозиции, в этой траурной, прощальной, хотя и бесслезной процессии, сопровождаются «памятниками» из искусственного мрамора (монументы туфлям Jimmy Choo, часам Rolex), фотографиями как бы погребальных лютиков-цветочков, а также портретами звезд в роли плакальщиц и транслировавшейся на экран кино-«нарезкой» соответствующего содержания (начиная с феллиниевского Dolce vita), разъедаемой дымкой. Чтобы проникнуться духом проекта сильнее, чтобы «влезть в душу», пригласили модельного вида плакальщиц, а сам Аксенов, весь в черном, получал в подарок красные гвоздики.
Аксенову и самому нравится, когда его называют любителем провокации. В актуальном искусстве почти всякая провокация одновременно проникнута и духом иронии (взять хоть «Синие носы» для примера или более старших и душевных их родителей-нон-конформистов из группы «Коллективные действия»). В выставке, безусловно, есть ирония. Chanel и Hermes находятся в тесном соседстве с McDonalds и Coca-Cola. С другой стороны, Аксенов, иронизирующий и провоцирующий, не пересекает той грани, за которой художник оказывается в зоне риска, на территории опасности. Нет, ирония его вся – в рамках приличий. И, вероятно, как раз этим объясняется, что на похоронах собралось много celebrities, не без удовольствия фотографировавшихся с мертвыми брендами и подтверждавших тем самым их живучесть. Единственный маленький скандал скорее следует назвать недоразумением: утром в день вернисажа в ММСИ обратились представители Louis Vuitton и Christian Dior c просьбой снять соответствующие работы с показа – чтобы не было впечатления, будто они их заказали.
Пока же по выставке Аксенова гуляешь, как... по кладбищу, не простому, конечно, а «золотому» – вроде Новодевичьего, где всегда среди дальних и близких родственников прогуливаются экскурсанты, рассматривают памятники, узнают знакомые имена и подзывают друг друга: «Смотри, вот какой памятник у...». Хотя, конечно, прогулка по Dead Brand не так печальна. Все покойники наши живы!