0
1002
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2009 00:00:00

Кино надломов

Тэги: канны, кино, фестиваль


канны, кино, фестиваль Лента австрийца Михаэля Ханеке «Белая повязка» оказалась «белой вороной».
Фото Reuters

Закончившийся в воскресенье 62-й Каннский кинофестиваль продемонстрировал редкое единение критики и жюри. Такое бывает очень редко и дорогого стоит.

Лента австрийца Михаэля Ханеке «Белая повязка» удостоилась приза ФИПРЕССИ (Международная федерация кинокритиков) и вслед за этим главной награды Канн – «Золотой пальмовой ветви».

На фоне общей нервозности, которой была проникнута конкурсная программа фестиваля, «Белая повязка» сразу же оказалась «белой вороной». Обстоятельный и тяжеловесный рассказ о жизни протестантской немецкой деревни накануне Первой мировой войны выделялся спокойной четкостью мысли, ограненной таким же спокойно-четким исполнением. «Белая повязка» – скрупулезное исследование нравов отдаленной деревни, которому подвергает ее через много лет местный учитель, один из главных героев фильма. Под прицелом – несколько семей, связанных, как и полагается в жизни людям, много лет живущим на одном пятачке, прочными, но запутанными и подчас болезненными отношениями. В деревне происходят пугающие события, проливается кровь, страдают дети, под подозрение попадает то один, то другой. Впрочем, детективная закваска в конце получает довольно неожиданный выход. Главное здесь – вовсе не сюжет. Ханеке удалось на примере одной деревушки показать кризис целой нации и исследовать причины, которые в конечном итоге привели ко Второй мировой войне. Дети, живущие в этом полуразорванном мире, где насаждаемые Церковью правила выливаются лишь в суровые преследования тех, кто их нарушает, с младенчества привыкают презирать и ненавидеть. Местный пастор, главный радетель моральных ценностей, изводит собственных шестерых детей садистским воспитанием, взращивая агрессию, которая через 25 лет откликнется войной и Холокостом.

Всякий фестиваль имеет свои правила и ограничения. Почему-то думалось, что председатель жюри Изабель Юппер воздержится от присуждения Михаэлю Ханеке «золота» лишь из боязни прослыть необъективной. Ведь именно Ханеке Юппер обязана своей последней самой звездной ролью в фильме «Пианистка», за которую она получила в Каннах награду за лучшую женскую роль. Однако справедливости ради Юппер стала звездой очень задолго до Ханеке, поэтому оглядываться на историю своих отношений с ним вряд ли было так уж необходимо.

Вообще жюри приняло решения взвешенные, логичные и при этом не лишенные актерского блеска. Так, например, «Пророк» Жака Одиара, которого большинство критиков рассматривали как наиболее вероятного претендента на «золото», получил вторую по значимости награду – Гран-при жюри. Пугающая своей достоверной жестокостью драма о «становлении» в тюрьме молодого араба вырвалась в фавориты сразу же, и многие так и остались недовольными, что не ей досталось «золото».

Скандальная лента Ларса фон Триера «Антихрист» принесла приз за лучшую женскую роль Шарлотте Гензбур, сыгравшей здесь самого Антихриста, представшего в образе женщины. Ежесекундные кровавые расправы героини то с мужем, то с самой собой, то с гениталиями обоих, видно, заставило жюри зайтись от уважения к смелости актрисы. Оценило жюри и блестящую работу австрийца Кристофа Вальца, сыгравшего «охотника на евреев» в тарантиновских «Бесславных ублюдках». Тарантино же отказался прийти на церемонию закрытия фестиваля, в который раз продемонстрировав нелегкий обидчивый характер. Вероятно, ему очень хотелось войти в неформальный клуб дважды обладателей «Золотой пальмовой ветви», став шестым его членом, но не получилось.

В этом году наблюдать за работой Каннского фестиваля было особенно интересно, в первую очередь потому, что имена, украшающие список конкурсантов, соединились в причудливое созвездие из самых ярких звезд мирового кино. И как-то так случилось, что каждый из них пришел к нынешнему Каннскому фестивалю со своим надломом. Лар фон Триер выдал нам результат двухлетней депрессии, Педро Альмодовар – неожиданно спокойный и рассудительный фильм, которым словно расписался в готовности стать стариком-патриархом, Квентин Тарантино наконец продемонстрировал фильм, который замыслил 15 лет назад и теперь преподнес как подарок, который, как ему показалось, никто не оценил. Кен Лоуч вдруг отбросил социально-политические страсти и обнаружил кладезь тонкого английского юмора. Фестиваль напоминал начавшийся ледоход, когда в силу объективных причин (в природе это – весна и разбуженное солнце, в случае с мировым кино – финансовый кризис и потревоженные им умы) зашевелились, сдвинулись замерзшие было человеческие чувства.

Подумалось о грустном: стареет ведь гвардия. Обойма классиков, которой выстрелил в этом году Каннский фестиваль, уже нуждается в свежих вливаниях. Вчерашние enfants terribles – Альмодовар, Тарантино, Триер – уже поседели и стали корифеями. Новые да молодые, конечно, придут, но пока они только скромно подбираются к старикам. То ли не подпускают их слишком близко, то ли и правда пороху пока мало. Только в позапрошлом году лауреатом «Золотой пальмовой ветви» стал человек моложе 40 – румын Кристиан Мунджиу. Все последние годы с «золотом» уезжают отсюда те, кому за 60. А ведь и Тарантино, и Кустурица, и Триер становились здесь победителями, когда им кому только-только за 40, а кому и за 30. Но, судя по нынешним Каннам, молодому поколению интереснее искать новые формы и покорять публику неожиданными кульбитами в области технологий, чем докапываться до смыслов.

Канны–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
830
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2608
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1769
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1384

Другие новости