После бурных скандалов в конце прошлого года, сразу после юбилейных торжеств, когда труппа «била челом», жаловалась на руководство театра в лице генерального директора Владимира Кехмана во все возможные инстанции, все стихло. Обещанного комитетом по культуре к концу января худрука в театр так и не назначили (комитет, впрочем, утрясал свои кадровые проблемы). Появилась лишь директор оперной труппы Ольга Капанина – должность, красиво переименованная из завтруппой. Кроме того, близкий к театру источник сообщил корреспонденту «НГ», что на следующей неделе будет официально объявлено имя главного дирижера и музыкального руководителя театра – им станет Петер Феранец.
В балете в отличие от оперы худрук сохранился в виде Фаруха Рузиматова. А главный балетмейстер Олег Виноградов еще осенью, успев только довести до выпуска своего «Ромео», театр покинул – но настолько без шума, что даже в труппе не сразу об этом догадались. Теперь догадки подтвердились назначением Михаила Мессерера. Помимо того что он представитель мощного творческого клана Мессереров (к которому относится и феноменальная балерина Майя Плисецкая), Мессерер высококлассный специалист и коммуникабельный человек. Лондонские гастроли Михайловского балета (первые в истории труппы) организованы благодаря ему. В Михайловском балете он уже вел мастер-классы (собственно, и его квалификация – педагог мирового класса и востребованности).
Проблема нового назначенца лишь в том, что он не хореограф. А не-хореограф здесь уже есть в виде худрука Рузиматова. Впрочем, все вновь принятые к руководству персонажи в новейшей истории Михайловского театра (периода Кехмана) отмечались каким-либо балетом, которым определялось их дальнейшее положение в труппе. Рузиматов поначалу привлек Георгия Ковтуна со «Спартаком» – спектакль произвел впечатление, но не художественное, и обиженный Ковтун отправился перерабатывать свое детище на периферии. Призванный мэтр Никита Долгушин взялся за «Жизель», но громкого успеха также не вышло. Виноградов ограничился реанимацией своего громкого, но уже исторического спектакля «Ромео и Джульетта». Сам Рузиматов (посредством репетиторского коллектива) осилил «Корсара» – с вялым результатом. Кстати, приход в театр каждого из этих персонажей отмечался восторженной волной, которая спадала при первом же переходе к будням: стремительному Кехману, похоже, добиваться нового интереснее, чем культивировать «английский газон».
Михаил Мессерер в репертуаре Михайловского балета пока отметился восстановлением для лондонских гастролей номеров «Вешние воды» и «Океан и жемчужины» (они же, по программке, – кораллы). Первый, впрочем, здесь уже появлялся. По поводу второго возник закулисный скандальчик, поскольку на знание достоверной хореографии претендовал и Долгушин (восстанавливавший этот номер в хореографии Горского в консерваторском театре). Но в Лондон пошла, понятное дело, версия Мессерера. Теперь от нового главного балетмейстера ждут переделку «Лебединого озера». Идет активная работа над второй, лебединой картиной, которая считается признанным нередактируемым шедевром. Что получится, обещают показать в конце июня.
Впрочем, если ждать не репертуарного результата, а исполнительского, тут Мессерер как нельзя кстати, поскольку труппа в таком состоянии, что московский педагог вынужден учить петербургских танцовщиков (из которых большинство – выпускники петербургской же школы), как правильно держать руки (безупречная постановка рук – главная гордость этой школы). Зачем, правда, самому Михаилу Мессереру, имеющему за плечами четверть века педагогической работы в Ковент-Гарден и постоянные классы практически во всех ведущих театрах мира, оседлость в Михайловском – неясно. Сочинительских амбиций за ним пока не наблюдалось. Заниматься собственной редактурой спектаклей – этим балуется практически каждый репетитор и каждый артист, разве что должность позволяет делать это официально.
Театр сообщает: «В обязанности господина Мессерера в новой должности входит руководство репетиционным процессом в труппе, работа по привлечению новых артистов и педагогов в коллектив, участие в формировании и исполнении репертуарной и гастрольной политики балета Михайловского театра, поддержание высокого профессионального уровня кордебалета и солистов труппы». Вопрос, чем при этом будет заниматься худрук, остается открытым, поскольку обязанности эти вообще-то не главного балетмейстера, а именно худрука. Но, возможно, в театре еще не разобрались, чем одно отличается от другого. А скорее – готовится плавная смена руководящего состава балета.