В Петербурге прошел Шестой всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». В этом году жюри решило, что Арлекину «не нужно быть смешным для всех», и отдало все награды Малому драматическому театру – театру Европы.
В спектакле «Снежная королева» режиссер Г.Дитятковский вместе с отмеченными наградами жюри художником Н.Слободянником и художницей по костюмам М.Луккой создал два мира, в первой сцене визуально разделенных полупрозрачным полиэтиленовым занавесом. Мир Герды и Кая – теплый, домашний, с по-простому нарисованной белым мелком печкой. Время в их каморке на авансцене тонет в длинных разговорах и наивных шутках – здесь уютно и неторопливой бабушке, и похожему на исполнителя бардовской песни волшебнику с варежками на резиночках, а зрителю немного скучно. Взрослый мир совсем неуютен, но необыкновенно красив и геометрически точен, как снежинка. Из этого стилизованного мира является в роскошном платье и парике будто сошедшая с парадного портрета XVIIIв Снежная королева (А.Неволина). Безупречен и заставляющий вспомнить героев Бальзака Тайный советник (А.Зубарев – обладатель приза за лучшую мужскую роль), чей голос звучит сухо и ритмично, как под метроном. Взрослые и дети в спектакле – это лед и пламя. А потому выстроенные по законам искусства «взрослые» мизансцены взламываются живой непосредственностью детей. Менуэт ворона и вороны – изящных придворных эпохи рококо - сменяется беготней по сцене одетых в ночные рубашки Принца и Принцессы, неторопливое шествие разбойников в огромных страшных масках – дикими прыжками растрепанной Маленькой разбойницы. И когда очаровательная Герда (Дарья Румянцева - обладатель приза за лучшую женскую роль) зовет Кая вернуться в их маленький мирок, становится ясно, что для мальчика речь идет о выборе между чувством и открывшейся перед ним истиной.
Спектакль «Снежная королева» действительно был лучшим на фестивале. Но необычайная ценность «Арлекина» для зрителей была в том, что он показал, насколько широк диапазон режиссерских возможностей в театре для детей.
Первый спектакль фестиваля - «Большое путешествие маленькой ёлочки» Большого театра кукол (режиссер – Р.Кудашов – победитель прошлогоднего «Арлекина» со спектаклем «Маленький принц») - напоминал об эстетике Цирка Дю Солей. Визуальные эффекты – видеопроекции – мгновенно меняли время года, а в сцене Рождества демонстрировали маленьким зрителям фрески эпохи Возрождения. При этом условная природа подобных чудес не скрывалась, а подчеркивалась, ведь происходящее на сцене было «театром в театре»: представлением, которое четыре зайца в белых шароварах и жилетках устраивали для румяной Елочки (Ольга Гапоненко) - ростовой куклы, обитающей в иллюзионистском заснеженном лесу в глубине сцены-коробки.
Целый космос открывал юным жителям мегаполиса спектакль Якутского ТЮЗа «Юрюлю Бэргэн – богатырь на белом коне» (Режиссер – В.Якимец). Взятая из героического якутского эпоса Олонхо история о том, как богатырь из Среднего мира возвращает похищенную чудовищем из Нижнего мира красавицу Аралы Куо, развивался просто и стремительно. Но ткань спектакля создавал отнюдь не сюжет, а необычайной глубины горловое пение, которое заставляло забыть и о не слишком удачно модернизированных костюмах, и о банальных рисованных задниках, и о танцах в стиле балета «Тодес». Жаль только, что, видимо, режиссеру были милы именно эти современные затеи, позволившие обозначить жанр спектакля как «этно-модерн».
Спектакль Лысьвенского театра драмы им.А.Савина «Про того, который ходил страху учиться» – это «постмодерн» для детей (режиссер – Т.Насиров). Остроумная пьеса современного драматурга М.Бартенева лихо разыгрывается на пустой сцене (единственная декорация – школьная доска, где актеры по очереди калякают мелками места действия) пятью актерами в прозодежде. Используя минимальный реквизит, актеры открытым приемом изображают множество персонажей, пародируя сюжеты «страшных сказок». Формальный повод – научить Младшего брата бояться (в итоге он, как водится, пугается, только не за себя, а за возлюбленную), реальный повод – создать комедию «чистой радости», наследницу площадных представлений. Закономерный финал спектакля – перебрасывание подушками с юными зрителями.
Но если бы на фестивале вручался Приз зрительских симпатий, он бы достался спектаклю Нижегородского ТЮЗа «Поход в Угри-Ла-Брег» (режиссер – П.Стружкова). Начинавшаяся в декорациях ИКЕА постановка современной шведской пьесы заставляла небольшую школьного возраста аудиторию в буквальном смысле слова отправиться в путешествие вместе с братом и сестрой Хорьком и Муравейкой и их псом Вздором. В поисках таинственно исчезнувшего дедушки персонажи и зрители, спускаясь, поднимаясь и преодолевая препятствия (попасть «на другой берег» можно было только пройдя через лодку – полотняный тоннель) бродили по лабиринтам закулисья и фойе, то и дело сталкиваясь то с необычными предметами, то со странными людьми. Так, по балкону Петербургского ТЮЗа, где проходил спектакль, размахивая палками, пробегала Норвежская лыжница, а за окном обнаруживался Интурист-фотограф. В конце концов персонажи и зрители находили дедушку в уголке под сценой - дедушка обитал в некоем неназванном месте, откуда не хотел уходить (очевидно, на кладбище), и действие возвращалось на сцену – в дом в стиле шведского дизайна. Но и юные персонажи, и их ровесники в зале теперь знали, что за пределами стандартной квартиры есть зовущий в приключение огромный и интересный мир.