Вопреки ожиданиям пессимистов, кризис не так сильно ударил по фестивальному движению, как предполагали многие. Близится лето, и волна кинофестивалей у порога.
Формально сезон фестивалей открывается Берлинским киносмотром в начале февраля. Это действительно первая ласточка, которая каждый год прилетает к нам еще с морозами. В этом году Берлинале ждали особенно трепетно – на нем хотели проверить, насколько сильно отразится кризис на любимой забаве европейских интеллектуалов – кинофестивалях. Внешне почти никак не отразился, а бюджет остался прежним – около 15 млн. евро.
Фактически же мировой парад фестивалей все-таки открывается Каннским кинофестивалем, который в этом году начнется 13 мая. Каннам удалось в этом году остаться при прежнем бюджете – 20 млн. евро. Одним из краеугольных камней политики этого крупнейшего кинофестиваля на протяжении всей его истории является финансовая независимость от частных лиц или компаний. Бюджет фестиваля, достигающий сейчас 20 млн. евро, практически полностью покрывается Францией из государственных средств. В 2009 году, несмотря на кризис, государство не уменьшило финансирование каннских торжеств. А то, чего боялись журналисты – введения платы за аккредитацию, пока не произошло. К слову, остальные крупные фестивали – Берлин и Венеция, скажем, ввели плату за бейдж несколько лет назад, а Венеция в прошлом году даже подняла его цену с 50 до 60 евро.
Два года назад Венеция объявила о начале строительства нового фестивального здания. Старое, Палаццо дель Чинема, устарело физически и морально. По этому поводу в стене старого, доживающего свой век здания устроили своего рода инсталляцию, вывесив огромный стенобитный шар, словно и впрямь пробивший стену. Новое здание обещали к 2011 году. Из-за кризиса строительство вначале слегка замедлилось, однако сейчас нет оснований для беспокойства – в Венеции не сомневаются, что новый палаццо будет готов в обещанные сроки.
Пока все складывается удачно для недавно учрежденного Римского кинофестиваля, который пытается составить конкуренцию Венецианскому. Хотя давно уже понятно, что это явления двух совершенно разных культурных сфер – утонченный Венецианский форум для гурманов и помпезный Римский отстоят друг от друга во всех смыслах далеко. До недавнего времени бюджет Римского фестиваля, составлявший примерно 10 млн. евро, превышал бюджет Венецианского, хотя в основном он состоит из частных вложений, и это самое уязвимое его место. Но, похоже, поводов для беспокойства у Рима на этот счет нет – в октябре фестиваль состоится, и известно, что никаких урезаний не произойдет.
Российским фестивалям приспосабливаться к кризису оказалось намного сложнее, в первую очередь из-за большой зависимости от частных финансов. В самом сложном положении оказался Московский кинофестиваль. Если даже его бюджет останется на прежнем уровне (что вполне вероятно, хотя и не будет понятно до последней минуты), затраты вырастут прямо пропорционально подорожанию бивалютной корзины. За приглашенных гостей приходится платить в валюте, и одни только перелеты влетят теперь в изрядную копейку – далеко не все иностранные гости и участники готовы летать к нам «Аэрофлотом», а VIP-гости диктуют условия сами, не особо соотносясь с финансовым положением приглашающей стороны.
Наиболее крупные внутренние фестивали – «Кинотавр», «Окно в Европу», не завязанные на валюте, – тем не менее вынуждены заметно подтянуть пояса. Так, сочинский «Кинотавр» в этом году укорачивает сроки, намереваясь уложиться в одну неделю. Количество гостей, вероятнее всего, будет уменьшено. К тому же всякий фестиваль сопровождается большим количеством полиграфической деятельности – буклеты, каталоги, газета. Цены на такие услуги, как известно, сильно подскочили, поэтому можно ожидать, что именно за счет информации на бумажных носителях будут экономить в первую очередь.