Гергиев дирижирует Малера.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Сегодня трудно поверить в то, что когда-то Пасхальный фестиваль начинался с нескольких концертов в Москве. Но при этом еще жив в памяти ажиотаж, который вызывала у москвичей практически единственная возможность услышать оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева: Большой зал консерватории буквально брали штурмом, а места на ступеньках «бронировали» не только студенты, но и взрослые.
Сегодня Пасхальный фестиваль – это сотня концертов в Москве, городах России и даже СНГ. В этом году, например, впервые концерты Пасхального пройдут в Армении. Основные направления при этом остаются – это программы симфоническая и хоровая, традиционная звонильная неделя. Музыкальный театр в этом году по понятным причинам не представлен, но оперы в концертном исполнении будут: уже на этой неделе (25 апреля) прозвучит знаменитая опера Белы Бартока «Герцог Синяя Борода» с венгерскими певцами Илдико Комлози и Габором Бретцем (бас) в заглавных партиях. А днем этого же дня в МГУ на Воробьевых горах опера Круглика «Коляска» по Гоголю, мировая премьера которой прошла в Мариинском театре менее месяца назад (1 апреля).
А открылся фестиваль двумя программами из шедевров русской и западной музыки. Вторая симфония Рахманинова, опера Стравинского «Соловей» и премьера «Симфонического диптиха» Щедрина прозвучали в первом концерте, скрипичный концерт Сибелиуса, где солировал Николай Цнайдер, и Вторая симфония Малера – во втором.
«Симфонический диптих», конечно, считается гвоздем программы всего фестиваля, он входит в программу и многих региональных концертов. Музыка его основана на самых запоминающихся темах оперы «Очарованный странник», и посвящено сочинение Валерию Гергиеву. Посвящение логично: маэстро несколько последних лет особенно плотно работает с музыкой Родиона Щедрина – совсем недавно в Мариинском театре с большим успехом прошло исполнение оперы «Мертвые души», не звучавшей в России уже лет двадцать. Что касается оперы «Очарованный странник», то он даже инициировал ее постановку, хотя композитором партитура была решена в жанре оперы для концертной сцены. К слову, за исполнение партии Груши в постановке Алексея Степанюка Кристина Капустинская стала лауреатом «Золотой маски».
Валерий Гергиев и его оркестр, как всегда, покоряют совершенным владением формы в монструозных по масштабам симфониях; мастерством нюансов и тонких переходов, призрачных звучаний и мистических форте.